В компьютере какие бывают шины

Системная шина – важнейший элемент компьютера

Знать строение компьютера обычному пользователю совершенно не обязательно. Но если вы хотите считать себя продвинутым пользователем, который без труда справляется с любой поставленной компьютерной задачей, да к тому же собирается в ближайшем будущем самостоятельно собрать свой первый системный блок, то подобные знания просто необходимы.

  1. Процессора.
  2. Видеоплаты.
  3. Оперативного запоминающего устройства.

Но даже все эти компоненты в совокупности не смогут функционировать. Для этого необходимо организовать между ними связь, посредством которой осуществлялись бы логические и вычислительные операции. Подобные системы связи организуют системные шины компьютера. Поэтому можно сказать, что это еще один незаменимый компонент системного блока.

Системная шина

Системная шина – это совокупность путей передачи данных, которые обеспечивают взаимосвязанную работу между остальными элементами компьютера: процессором, видеоадаптером, жесткими дисками и другими компонентами. Данное устройство состоит из нескольких уровней:

  • механического;
  • электрического или физического;
  • логического и уровня управления.

Первостепенное деление системных шин

  1. Внутренними, которые обеспечивают взаимосвязь внутренних компонентов системного блока, таких как процессор, ОЗУ, материнская плата. Такая системная шина называется еще локальной, так как служит для связи местных устройств.
  2. Внешними, которые служат для подключения наружных устройств (адаптеров, флеш-накопителей) к материнской плате.

В самом общем случае системной шиной можно назвать любое устройство, которое служит для объединения в одну систему нескольких устройств. Даже сетевые подключения, например, сеть Интернет, в некотором роде является системной шиной.

Самая важная система связи

Вся деятельность, которую мы осуществляем посредством компьютера – создание разнообразных документов, воспроизведение музыки, запуск компьютерных игр – была бы невозможна без процессора. В свою очередь, микропроцессор не смог бы выполнять свою работу, если бы не имел каналов связи с другими важными элементами, такими как ОЗУ, ПЗУ, таймеры и разъема ввода-вывода информации. Именно для обеспечения этой функции в компьютере имеется системная шина процессора.

Быстродействие компьютера

Для функционирования микропроцессора в состав системы каналов связи входит сразу несколько шин. Это шины:

Количество представленных типов системных каналов связи процессора может быть от одного и более. Причем считается, что чем больше шин установлено, тем больше общая производительность компьютера.

Важным показателем, который также затрагивает производительность ПК, является пропускная способность системной шины. Она определяет скорость передачи информации между локальными системами электронно-вычислительной машины. Рассчитать ее довольно просто. Необходимо лишь найти произведение между тактовой частотой и количеством информации, то есть байт, которая передается за один такт. Так, для давно устаревшей шины ISA пропускная способность составит 16 Мбайт/с, для современной шины PCI Express это значение будет находиться на отметке в 533 Мбайт/с.

Виды компьютерных шин

Несмотря на то что она была изобретена более полувека назад, данная системная шина активно применялась и в настоящее время, уверенно конкурируя с более современными представителями. Это смогло осуществиться благодаря выпуску большого количества расширений, которые увеличивали ее функционал. Лишь в последние годы процессоры стали выпускаться без использования ISA.

Современные системные шины

Шина VESA стала новым словом в области компьютерной техники. Разработанная специально для непосредственного подключения внешних устройств к самому процессору, она и по сей день обладает высокими показателями скорости передачи информации и обеспечивает высокую производительность процессора.

Вот и вся краткая справочная информация, которая должна пролить свет на один из важнейших компонентов современных компьютеров. Следует сказать, что здесь представлена лишь малейшая частичка информации о компьютерных шинах. Полным их изучением занимаются в специальных заведениях на протяжении нескольких лет. Подобная детальная информация необходима непосредственно для разработки новых моделей микропроцессоров или для модернизации уже существующих. Шина PCI является ближайшим конкурентом предыдущего представителя каналов передачи данных. Эта системная шина была разработана компанией Intel специально для производства процессоров собственной торговой марки. Данное устройство способно обеспечить еще большую скорость передачи данных и при этом не нуждается в дополнительных элементах, как в предыдущем примере.

Источник: www.syl.ru

Какие бывают шины в современном компьютере?

А внутрях у ей неёнка. Она ей думает.

А. и Б. Стругацкие “Сказка о тройке”.

Собственно, поводом для данной статьи послужила некоторая запутанность терминологии, связанной с архитектурой современных компьютеров. Шин становится все больше, чипсеты все интегрированнее и что есть где, разобраться все сложнее. Так что окинем беглым взглядом современную архитектуру PC.

Итак, всем известно, что основой любого современного персонального компьютера, то бишь PC, является процессор. Он же CPU, он же “камень”, он же “проц”. Основная задача процессора – обработка данных в соответствии с заданными правилами. То есть подавая на процессор два числа и команду “сложить”, мы получим в результате сумму этих чисел. И глубже в дебри того, как именно это происходит, лезть не будем. Но естественным образом встает вопрос, откуда процессор берет данные и куда они потом отправляются. Для этих операций требуется интерфейс с устройствами ввода-вывода. И это именно то, для чего нужна так называемая материнская или системная плата. На плате расположен чипсет (chipset) или, попросту говоря, набор микросхем, обеспечивающий взаимодействие процессора с окружающей действительностью (устройствами ввода-вывода и хранения информации). Собственно говоря, можно интегрировать чипсет вместе с процессором на один полупроводниковый кристалл и получить так называемую однокристальную систему (system-on-chip), но пока что в области PC это не выгодно, что убедительно продемонстрировал Intel, отказавшись от разработки Timna.

По современным архитектурным канонам чипсет состоит из двух микросхем (число два тоже, в общем-то, определяется соотношением цены и степени интегрированности). Вполне возможно, что в скором будущем эти два кристалла сольются в экстазе (как будет видно позже, к тому все и идет), но пока экономически и технологически выгоднее их разделять. Две составляющие чипсета называются “северным мостом” (он же Host Bridge) и “южным мостом” (PCI-to-ISA Bridge). Северный мост непосредственно соединен с процессором специальной шиной, которая называется системной (эта же шина носит гордое имя FSB – Front side bus). С другой стороны северный мост соединен с оперативной памятью (для чего содержит контроллер памяти). С третьей стороны он соединяется с шиной AGP (тоже при помощи соответствующего контроллера) и таким образом обеспечивает вывод на экран. И, наконец, с четвертой стороны северный мост связан с шиной PCI. Южный мост находится по другую сторону шины PCI и общение с процессором и памятью у него происходит через эту шину и северный мост. По крайней мере, так было до недавнего времени – то есть до Intel BX и VIA KT133 включительно. Южный мост обеспечивает работу шины ISA (и устройств, работающих через ISA – клавиатуры, мыши и портов), IDE (жесткие диски, CD-ROM и прочее), USB и взаимодействие с BIOS’ом. То есть, практически, северный мост обеспечивает работу внутрисистемных ресурсов, а южный – периферии. Схема системы с подобной архитектурой на рис. 1.

Однако, начиная с чипсета i810 у Intel и VIA Apollo Pro266/KT266 у VIA (Ali, кстати, тоже обещает в ближайших чипсетах), была введена так называемая хабовая (от слова Hub) архитектура (рис. 2).

Северный мост был переименован в GMCH (Graphics and Memory Controller Hub), а южный – в ICH (Input/Output Controller Hub). При этом основная раскладка ресурсов осталась прежней, но шина PCI полностью отошла к ICH, а передача данных между хабами осуществлялась по выделенной высокоскоростной шине. Зачем это было сделано, опять-таки, речь ниже.

Теперь рассмотрим отдельные шины подробнее. Начнем, естественно, с системной шины. Итак, шина FSB соединяет процессор и северный мост и имеет иширину 64 бита или 8 байт (здесь и дальше имеется в виду ширина той части шины, по которой передаются данные). У Intel эта шина называется AGTL+, у AMD – EV6. Частота шины FSB – это именно та частота, которая умножается на коэффициент умножения процессора и определяет его рабочую частоту. Так, номинальная частота FSB для процессоров Celeron – 66 МГц, для Pentium III – 100 или 133 МГц, для последних процессоров AMD (Athlon, Duron) – 100 МГц (но поскольку спецификация EV6 предусматривает передачу данных по фронту и спаду синхроимпульса, то эффективная частота в этом случае получается 200 МГц).

Еще одна важная (скорее, даже основная) характеристика любой шины – максимальная пропускная способность. Она определяет максимальный объем данных, который можно передать по шине в единицу времени, и получается простым умножением разрядности на частоту. Соответственно, для Celeron (неразогнанного) пропускная способность FSB будет 533 Мб/с, для PIII – 800 или 1066 Мб/с, для Athlon – 1600 Мб/с. Естественно, полностью потенциал шины в реальных системах никогда не реализуется, поскольку любой запрос данных от процессора предусматривает некоторую задержку перед их передачей.

Шина памяти. Соединяет северный мост (контроллер памяти) и память. Тоже имеет ширину 64 бита (для процессоров класса Pentium и выше, у 486 было 32 бита). До недавнего времени частота шины памяти и FSB всегда совпадала. Однако в современных чипсетах можно устанавливать для этих шин различные рабочие частоты. Скажем, чипсет VIA Apollo Pro 133A позволяет устанавливать частоту шины памяти на 33 МГц больше или меньше частоты FSB (то есть 66, 100 и 133 МГц). Чипсет VIA KT133 (под Athlon) позволяет ставить частоты 100 или 133 МГц. Аналогичная ситуация и с последними чипсетами от Intel. Таким образом, для типичной на сегодня памяти стандарта PC100 SDRAM мы получаем пропускную способность 800 Мб/с, для PC133 – 1066 Мб/с. Реальный поток данных для шины памяти будет, минимум, раза в два (а скорее, в 5-6 раз) меньше в силу различных задержек, связанных с механизмом работы схем памяти. Собственно говоря, именно это перманентное несовпадение пропускной способности шин FSB, памяти и реального быстродействия памяти и двигало технологический прогресс: DRAM->FPM DRAM ->EDO DRAM ->PC66 SDRAM -> PC100 SDRAM -> PC133 SDRAM.

Один из вариантов решения проблемы был предложен компанией Rambus с ее печально знаменитой DRDRAM (Direct Rambus DRAM). Эта память предусматривала 16-разрядную шину данных и работу на частоте 400 МГц по обоим фронтам синхросигнала. Соответственно, эффективная частота получалась 800 МГц, а пропускная способность – 1600 Мб/с (для одного канала Rambus, а их может быть несколько). Однако, несмотря на радужные перспективы, Rambus не получила распространения (в основном, по экономическим и, опять же, технологическим соображениям) и нынче все больше занимается судебными искми, а не технологиями. Единственный чипсет i820, поддерживающий DRDRAM, медленно, но верно ползет на свалку истории. Второй вариант – DDR SDRAM в стандарте PC266. То есть та же самая SDRAM, но работающая по обоим фронтам 133 МГц синхросигнала. Соответственно, пропускная способность 2.1 Гб/с. Ну и реальный поток данных побольше, чем у SDRAM. Сейчас VIA объявила первые массовые DDR чипсеты VIA Apollo Pro266/KT266, так что скоро посмотрим, что будет в реальности.

Следующая шина – шина AGP. Расшифровывается это как Accelerated Graphics Port. Разработан стандарт APG был фирмой Intel, и, соответственно, впервые поддержка AGP появилась в чипсете Intel BX. С появлением APG видеокарте фактически была выделена собственная скоростная шина к памяти (контроллер AGP находится в северном мосту, контроллер памяти – там же). Сделано это было, чтобы освободить шину PCI от потока данных, требующегося для работы появившихся примерно в то же время 3D-ускорителей. Шина AGP 32-разрядная и работает на частоте 66 МГц. Соответственно ее пропускная способность – 266 Мб/с. Затем последовали спецификации AGP 2X и 4X, обеспечивающие пропускные способности 532 Мб/с и 1064 Мб/с. AGP позволяет видеокарте напрямую работать с оперативной памятью и использовать часть ее в качестве текстурной памяти. Особенно это актуально для видеоконтроллеров, интегрированных непосредственно в северный мост (например, i810). Кстати, чипсеты, поддерживающие частоту FSB 133 МГц “по-настоящему”, отличаются от тех, которые просто можно разогнать до 133 МГц тем, что используют при тактировании AGP переменный коэффициент умножения и частота APG остается равной 66 МГц. В остальном же смотрите статью Макса Курмаза “AGP: полное руководство”.

Из шин, поддерживаемых северным мостом, у нас остается только шина PCI (Peripherial Component Interconnect). Тоже разработана Intel и служит для подключения устройств расширения (звук, сеть и прочее). Шина 32-разрядная, работает на частоте 33 МГц (тоже должна обеспечиваться переменным делителем). Соответственно, пропускная способность – 133 МГц. Шина PCI поддерживает режим работы Bus Mastering. То есть PCI-устройство может захватить управление шиной и организовать передачу данных без участия процессора. В мостовой архитектуре чипсета поддержка PCI обеспечивалась северным мостом, в хабовой за нее отвечает южный. В первом случае кроме передачи данных от PCI-устройств, шина PCI выполняла еще одну задачу – обеспечивала связь между северным и южным мостами (то есть, фактически, между оперативной и дисковой памятью).

В хабовой архитектуре эта связь осуществляется по специальной шине. Intel ввела ее, начиная с чипсета i810, VIA – со свежеобъявленных Apollo Pro266/KT266, ALi тоже намеревается последовать их примеру в ближайших чипсетах. У Intel эта шина называется Intel Hub Interface, у VIA – V-Link. С разрядностью и рабочей частотой ситуация не совсем понятна, поскольку обе компании особо не распространяются о спецификациях. Точно известна только пропускная способность – в обоих случаях 266 Мб/с.

Далее следует шина IDE (integrated drive electronics), служащая для связи с внешними накопителями – винчестерами, CD-ROM и т.д. Подключение устройств осуществляется 40- или 80-жильным кабелем, тактовая частота 16.5 МГц (половина частоты PCI), контроллер расположен в южном мосту (в случае ATA-100 может использоваться внешний контроллер). Соответственно, пропускная способность в режиме PIO Mode 4 – 16.5 Мб/с, в режиме Ultra DMA33 – 33 Мб/с (работа по обоим фронтам), Ultra DMA66 – 66 Мб/с (используется 80-жильный кабель, в котором сигнальные провода экранированы друг от друга земляными, что позволило существенно улучшить временные параметры сигнала) и, наконец, новомодный Ultra DMA100 – 100 Мб/с. Тут, как обычно, максимальная пропускная способность недостижима, и в любом случае скорость передачи ограничивается скоростью линейного чтения с диска. Единственный случай, когда скорость может приближаться к максимальной – если данные берутся непосредственно из буфера винчестера.

Такова, вкратце, архитектура современного компьютера. Мы еще не коснулись шин ISA, USB и прочих внешних устройств, но эти вопросы не так принципиальны. А оценить путь данных и возможные узкие места на этом пути вы теперь можете сами.

Источник: www.kv.by

Компьютерная Энциклопедия

Архитектура ЭВМ

Компоненты ПК

Интерфейсы

Мини блог

Самое читаемое

Системные платы

Типы, назначение и функционирование шин

Основой системной платы являются различные шины, служащие для передачи сигналов компонентам системы. Шина (bus) представляет собой общий канал связи, используемый в компьютере и позволяющий соединить два и более системных компонента.

Существует определенная иерархия шин ПК, которая выражается в том, что каждая более медленная шина соединена с более быстрой. Современные компьютерные системы включают в себя три, четыре или более шин. Каждое системное устройство соединено с какой-либо шиной, причем определенные устройства (чаще всего это наборы микросхем) играют роль моста между шинами.

  • Шина процессора. Эта высокоскоростная шина является ядром набора микросхем и системной платы. Она используется в основном процессором для передачи данных между кэш-памятью или основной памятью и северным мостом набора микросхем. В системах на базе процессоров Pentium эта шина работает на частоте 66, 100, 133, 200, 266, 400, 533, 800 или 1066 МГц и имеет ширину 64 разряда (8 байт).
  • Шина AGP. Эта 32-разрядная шина работает на частоте 66 (AGP 1х), 133 (AGP 2х), 266 (AGP 4х) или 533 МГц (AGP 8x), обеспечивает пропускную способность до 2133 Мбайт/с и предназначается для подключения видеоадаптера. Она соединена с северным мостом или контроллером памяти (MCH) набора микросхем системной логики.
  • Шина PCI-Express. Третье поколение шины PCI. Шина PCI-Expres — это шина с дифференциальными сигналами, которые может передавать северный или южный мост. Быстродействие PCI-Express выражается в количестве линий. Каждая двунаправленная линия обеспечивает скорость передачи данных 2,5 или 5 Гбит/с в обоих направлениях (эффективное значение — 250 или 500 Мбайт/с). Разъем с поддержкой одной линии обозначается как PCI-Express x1. Видеоадаптеры PCI-Express обычно устанавливаются в разъем x16, который обеспечивает скорость передачи данных 4 или 8 Гбайт/с в каждом направлении.
  • Шина PCI-X. Это второе поколение шины PCI, которое обеспечивает более высокую скорость передачи данных, но при этом обратно совместимо с PCI. Данная шина преимущественно применяется в рабочих станциях и серверах. PCI-X поддерживает 64-разрядные разъемы, обратно совместимые с 64- и 32-разрядными адаптерами PCI. Шина PCI-X версии 1 работает с частотой 133 МГц, в то время как PCI-X 2.0 поддерживает частоту до 533 МГц. Обычно полоса пропускания PCI-X 2.0 разделяется между несколькими разъемами PCI-X и PCI. Хотя некоторые южные мосты поддерживают шину PCI-X, чаще всего для обеспечения ее поддержки требуется специальная микросхема.
  • Шина PCI. Эта 32-разрядная шина работает на частоте 33 МГц; она используется, начиная с систем на базе процессоров 486. В настоящее время существует реализация этой шины с частотой 66 МГц. Она находится под управлением контроллера PCI — компонента северного моста или контроллера MCH набора микросхем системной логики. На системной плате устанавливаются разъемы, обычно четыре или более, в которые можно подключать сетевые, SCSI- и видеоадаптеры, а также другое оборудование, поддерживающее этот интерфейс. Шины PCI-X и PCI-Express представляют собой более производительные реализации шины PCI; материнские платы и системы, поддерживающие эту шину, появились на рынке в середине 2004 года.
  • Шина ISA. Эта 16-разрядная шина, работающая на частоте 8 МГц, впервые стала использоваться в системах AT в 1984 году (в первоначальном варианте IBM PC она была 8-разрядной и работала на частоте 5 МГц). Эта шина имела широкое распространение, но из спецификации PC99 была исключена. Реализуется с помощью южного моста. Чаще всего к ней подключается микросхема Super I/O.

Некоторые современные системные платы содержат специальный разъем, получивший название Audio Modem Riser (AMR) или Communications and Networking Riser (CNR). Подобные специализированные разъемы предназначены для плат расширения, обеспечивающих выполнение сетевых и коммуникационных функций. Следует заметить, что эти разъемы не являются универсальным интерфейсом шины, поэтому лишь немногие из специализированных плат AMR или CNR присутствуют на открытом рынке. Как правило, такие платы прилагаются к какой-либо определенной системной плате. Их конструкция позволяет легко создавать как стандартные, так и расширенные системные платы, не резервируя на них место для установки дополнительных микросхем. Большинство системных плат, обеспечивающих стандартные сетевые функции и функции работы с модемом, созданы на основе шины PCI, так как разъемы AMR/CNR имеют узкоспециализированное назначение.

В современных системных платах существуют также скрытые шины, которые никак не проявляются в виде гнезд или разъемов. Имеются в виду шины, предназначенные для соединения компонентов наборов микросхем, например hub-интерфейса и шины LPC. Hub-интерфейс представляет собой четырехтактную (4x) 8-разрядную шину с рабочей частотой 66 МГц, которая используется для обмена данными между компонентами MCH и ICH набора микросхем (hub-архитектура). Пропускная способность hub-интерфейса достигает 266 Мбайт/с, что позволяет использовать его для соединения компонентов набора микросхем в недорогих конструкциях. Некоторые современные наборы микросхем для рабочих станций и серверов, а также последняя серия 9xx от Intel для настольных компьютеров используют более быстродействующие версии этого hub-интерфейса. Сторонние производители наборов микросхем системной логики также реализуют свои конструкции высокоскоростных шин, соединяющих отдельные компоненты набора между собой.

Для подобных целей предназначена и шина LPC, которая представляет собой 4-разрядную шину с максимальной пропускной способностью 16,67 Мбайт/с и применяется в качестве более экономичного по сравнению с шиной ISA варианта. Обычно шина LPC используется для соединения Super I/O или компонентов ROM BIOS системной платы с основным набором микросхем. Шина LPC имеет примерно равную рабочую частоту, но использует значительно меньше контактов. Она позволяет полностью отказаться от использования шины ISA в системных платах.

Набор микросхем системной логики можно сравнить с дирижером, который руководит оркестром системных компонентов системы, позволяя каждому из них подключиться к собственной шине.

Для повышения эффективности во многих шинах в течение одного такта выполняется несколько циклов передачи данных. Это означает, что скорость передачи данных выше, чем это может показаться на первый взгляд. Существует достаточно простой способ повысить быстродействие шины с помощью обратно совместимых компонентов.

Источник: perscom.ru

Компьютерные шины

Шина – это несколько проводников, соединяющих различные устройства. Шины можно разделить на категории в соответствии с выполняемыми функциями. Они могут быть внутренними по отношению к процессору и служить для передачи данных в АЛУ и из АЛУ, а могут быть внешними по отношению к процессору и связывать процессор с памятью или устройствами ввода-вывода. Каждый тип шины обладает определенными свойствами, и к каждому из них предъявляются определенные требования. В этом и следующих подразделах мы сосредоточимся на шинах, которые связывают центральный процессор с памятью и устройствами ввода-вывода. В следующей главе мы подробно рассмотрим внутренние шины процессора.

Первые персональные компьютеры имели одну внешнюю шину, которая называлась системной. Она состояла из нескольких медных проводов (от 50 до 100), которые встраивались в материнскую плату. На материнской плате на одинаковых расстояниях друг от друга находились разъемы для микросхем памяти и устройств ввода-вывода. Современные персональные компьютеры обычно содержат специальную шину между центральным процессором и памятью и по крайней мере еще одну шину для устройств ввода-вывода. На рис, 3.33 изображена система с одной шиной памяти и одной шиной ввода-вывода.

Рис. 3.33. Компьютерная система с несколькими шинами

В литературе шины обычно изображаются в виде жирных стрелок, как показано на этом рисунке. Разница между жирной стрелкой и нежирной стрелкой, через которую проходит короткая диагональная линия с указанием числа битов, небольшая. Когда тип всех битов одинаков, например, все адресные или все информационные, рисуется обычная стрелка. Когда включаются адресные линии, линии данных и управления, используется жирная стрелка.

Хотя разработчики процессоров могут использовать любой тип шины для микросхемы, должны быть введены четкие правила о том, как работает шина; и все устройства, связанные с шиной, должны подчиняться этим правилам, чтобы платы, которые выпускаются сторонними производителями, подходили к системной шине. Эти правила называются протоколом шины. Кроме того, должны существовать определенные технические требования, чтобы платы от сторонних производителей подходили к направляющим для печатных плат и имели разъемы, соответствующие материнской плате механически, с точки зрения напряжений, синхронизации и т. д.

Существует ряд широко используемых в компьютерном мире шин, например: Omnibus (PDP-8), Unibus (PDP-11), Multibus (8086), IBM PC (PC/XT), ISA (PC/AT), EISA (80386), MicroChannel (PC/2), PCI (различные персональные компьютеры), SCSI (различные персональные компьютеры и рабочие станции), Nubus (Macintosh), Universal Serial Bus (современные персональные компьютеры), FireWire (бытовая электроника), VME (оборудование в кабинетах физики) и Сатас (физика высоких энергий). Может быть, все стало бы намного проще, если бы все шины, кроме одной или двух, исчезли с поверхности земли. К сожалению, стандартизация в этой области кажется очень маловероятной, поскольку во все эти несовместимые системы уже вложено слишком много средств.

Давайте начнем с того, как работают шины. Некоторые устройства, соединенные с шиной, являются активными и могут инициировать передачу информации по шине, тогда как другие являются пассивными и ждут запросов. Активное устройство называется задающим, пассивное – подчиненным. Когда центральный процессор требует от контроллера диска считать или записать блок информации, центральный процессор действует как задающее устройство, а контроллер диска – как подчиненное. Контроллер диска может действовать как задающее устройство, когда он командует памяти принять слова, которые считал с диска. Несколько типичных комбинаций задающего и подчиненного устройств перечислены в табл. 3.3. Память ни при каких обстоятельствах не может быть задающим устройством.

Таблица 3.3. Примеры задающих и подчиненных устройств

Источник: www.island-formoza.ru

Шины компьютера

Основу любого персонального компьютера составляет материнская плата и процессор. От них зависит производительность всей системы. На материнской плате для каждого устройства – клавиатуры, дисководов и т. д. имеется управляющая электронная схема – адаптер, или контроллер. Некоторые контроллеры могут управлять сразу несколькими устройствами.

Все контроллеры компьютера взаимодействуют с процессором и оперативной памятью через системную магистраль передачи данных, которая называется также системной шиной. Кроме системной шины на современных материнских платах имеется несколько шин и соответствующих им разъемов для подключения устройств:

  1. шина памяти – для обмена информацией между оперативной памятью и центральным процессором;
  2. шина AGP – для подключения видеоадаптера.
  3. шина кэш-памяти – для обмена информацией между кэш-памятью и центральным процессором;
  4. шины ввода-вывода (интерфейсные шины) – служат для подключения различных устройств.

Существует три основных показателя работы шины компьютера: тактовая частота, разрядность, скорость передачи данных или пропускная способность.

Работа любого компьютера зависит от тактовой частоты, определяемой кварцевым генератором, который представляет собой оловянный контейнер с помещенным в нем кристаллом кварца. Под воздействием электрического напряжения в кристалле возникают электрические колебания. Частота этих колебаний и называется тактовой частотой. Все изменения логических сигналов в любой микросхеме компьютера происходит через определенные интервалы времени, называемыми тактами. Таким образом, наименьшей единицей измерения времени для большинства логических устройств компьютера есть период тактовой частоты. На каждую операцию требуется минимум один такт, хотя некоторые современные устройства успевают выполнить несколько операций за один такт. Тактовая частота компьютера измеряется в мегагерцах (МГц или ГГц). Существуют так называемые пустые такты (циклы ожидания), когда устройство находится в процессе ожидания ответа от какого-либо другого устройства. Так организована работа оперативной памяти и процессора компьютера, тактовая частота которого значительно выше тактовой частоты оперативной памяти.

Для передачи электрических сигналов шины используют множество каналов. Если используются 32 канала, то шины считаются 32-разрядными, если 64 канала – то шины 64-разрядные. В действительности шины любой разрядности имеют большее количество каналов. Дополнительные каналы предназначены для передачи специфической информации.

Каждая шина компьютера отличается от простого проводника тем, что имеет три типа линий: линии данных, линии адреса, линии управления.

По шине данных происходит обмен между центральным процессором, установленными в слоты картами расширения и оперативной памятью компьютера.

Процесс обмена данными возможен лишь в том случае, когда известен отправитель и получатель этих данных. Каждый компонент персонального компьютера и каждая ячейка оперативной памяти имеют свой адрес и входят в общее адресное пространство. Для адресации к какому-либо устройству служит шина адреса, по которой передается уникальный адрес устройства. Максимальный объем оперативной памяти зависит от разрядности адресной шины компьютера (числа линий) и равен 2 в степени n, где n – число линий шины адреса. Например, компьютеры с процессором 80486 и выше имеют 32-разрядную шину адреса, с помощью которой можно адресовать 4 Гб памяти.

Для успешной передачи данных по шине недостаточно установить их на шине данных и задать адрес на шине адреса. Необходим еще ряд служебных сигналов, которые передаются по шине управления компьютера.

Быстродействие каждой шины компьютера характеризуется ее пропускной способностью, максимально возможному объему информации, передаваемому по шине в единицу времени, и измеряется в Мбайт/с или Гбайт/c. Пропускная способность шины определяется произведением разрядности линии данных и тактовой частоты. Чем выше пропускная способность, тем выше производительность всей системы.

В действительности на пропускную способность шины компьютера влияет множество всевозможных факторов: неэффективная проводимость материалов, недостатки конструкции и сборки и многое другое. Разность между теоретической скоростью передачи данных и практической может составлять до 25 %.

Источник: www.psciences.net