Шины это какие отходы
Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз
Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование для организации клумб и площадок автомобильных шин – весьма распространённое явление. Рассказываем, можно ли размещать такие объекты на придомовой территории и как должны утилизироваться старые шины.
Автомобильные шины отнесены к отходам III – IV группы опасности
Отработавшие свой век автомобильные шины с советских времён активно используются для обустройства клумб, парковок, детских и даже спортивных площадок. В них сажают цветы, ими отделяют газоны от проезжей части, их вкапывают в землю для игр детей.
Найти шины для создания подобных объектов несложно: весной, после таяния снега, автомобилисты десятками складывают их на контейнерных площадках или даже во дворах, не говоря уже о стихийных свалках в лесополосе или за городом.
Сложенные на контейнерных площадках шины могут лежать там неделями или даже месяцами: они не относятся к твердым коммунальным отходам и поэтому регоператор в рамках договора по обращению с ТКО их не вывозит.
Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.
К III – IV группе опасности отходов автомобильные шины отнесены из-за токсичного химического состава. При нагревании шины эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду.
Частицы каучука и смолы, которые входят в состав автопокрышки, проникнув в лёгкие человека с вдыхаемым воздухом, могут стать причиной возникновения аллергии, астмы, конъюнктивита и даже онкологических заболеваний.
Шины нельзя складировать в местах сбора ТКО и утилизировать вместе с бытовым мусором
Автомобильные шины вредны для экологии, и поэтому их не стоит размещать на территории многоквартирного дома в качестве клумб, ограждений и спортивных объектов. Нельзя их складировать на контейнерных площадках, потому что регоператор в рамках договора по обращению с ТКО вывозить их не будет. Это запрещено из-за IV класса опасности автопокрышек как отходов.
Просто сжечь их тоже нельзя: при сгорании происходит выделение опасных химических веществ, которые загрязняют атмосферу. Полностью разлагаются шины более века.
Поэтому для утилизации отработавших свой срок покрышек в регионах должны быть организованы специальные полигоны и заводы, которые их перерабатывают в резиновую крошку. Утилизированная шина становится вторичным сырьём, которое используется на химпредприятиях и при изготовлении дорожного покрытия.
Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.
Но иногда автовладельцы решают этот вопрос просто: шины складируются на мусорной площадке или во дворе вплоть до возникновения на придомовой территории стихийной свалки из покрышек.
Случаются ситуации, когда у собственников нет иного выхода, кроме как оставить шины в месте сбора ТКО: например, в таком положении оказались автовладельцы Петрозаводска в 2018 году. Ни один из пунктов приёма покрышек не брал шины от физических лиц. Для ликвидации стихийных свалок из опасных отходов муниципалитету пришлось заключать договор со специализированной компанией.
Шины с территории многоквартирного дома вывозятся по отдельному договору
Складирование автошин в месте сбора ТКО может стать головной болью УО/ТСЖ. Ведь именно они отвечают за надлежащее содержание придомовой территории, которая входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В том числе они следят за состоянием контейнерных площадок и дворов.
Размещённые на земельном участке шины – нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований к безопасному проживанию граждан в многоквартирном доме. И ответственность за эти нарушения при проверке надзорным органом будет возложена именно на УО/ТСЖ.
Возникает закономерный вопрос: что делать управляющей домом организации или ТСЖ, если на придомовой территории складируются отработанные шины. Конечно, можно попытаться установить личности автовладельцев, которые оставили шины на территории дома, если, например, двор оснащён камерами видеонаблюдения.
В таком случае УО/ТСЖ может обратиться с заявлением в полицию, чтобы привлечь нарушителей к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Чтобы не получить предписания от органа Госжилнадзора за свалку колёс на контейнерной площадке, УО следует заключить договор со специализированной компанией на вывоз опасных отходов. Затем УО имеет право через суд взыскать убытки с бывшего владельца шин.
Вывоз шин с оформленной придомовой территории должны оплачивать собственники
Найти того, кто оставил использованные шины на контейнерной площадке многоквартирного дома, все-таки сложно. И управляющей организации придётся самостоятельно решить проблему, заключив договоры на вывоз автопокрышек с придомовой территории. Если контейнеры расположены на муниципальной земле, то соответствующий договор заключает орган местного самоуправления.
Если же земля принадлежит собственникам, то возникает вопрос о финансировании таких работ. Если УО из года в год сталкивается с проблемой складирования шин на придомовой территории, то при формировании перечня работ и услуг по договору управления в него следует включить услуги по вывозу этого вида отходов.
В ином случае УО придётся самостоятельно искать средства для оплаты услуг компании, которая вывезет автопокрышки. Или же оплачивать штраф, выписанный надзорным органом за нарушение правил содержания общего имущества многоквартирного дома.
Вопрос о легитимности арт-объектов из шин во дворах МКД решается на муниципальном уровне и в судах
Если ситуация с вывозом шин с мусорных площадок и стихийных свалок в общем ясна, то вопрос с ликвидацией объектов, сделанных жителями из шин на придомовой территории, остаётся открытым. Убирать их или нет, УО чаще всего решает в зависимости от позиции муниципалитета и надзорных органов, а иногда – суда.
Сейчас надзорные органы редко обращают внимание на шины во дворах домов и штрафуют за это: слишком много в жилфонде других проблем. Однако в некоторых городах России муниципалитеты уже начали бороться не только со складированием шин на мусорных площадках, но и с «арт-объектами» во дворах многоквартирных домов.
Так, во Владивостоке в п. 2.4 Правил благоустройства от 15.08.2018 № 45-МПА прописано, что на территории городского округа запрещено использование автомобильных покрышек в качестве декоративного ограждения или малых архитектурных форм. Мэрия посчитала, что покрышки экологически небезопасны. Подобные ограничения есть во Владимире.
О запрете на размещение покрышек во дворах говорят администрация Перми и профильный комитет в органах исполнительной власти Волгоградской области:
Письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
Судебная практика по вопросам размещения во дворах МКД объектов из автопокрышек противоречива: например, в 2015 году суд в Костроме запретил использование шин для благоустройства придомовой территории и постановил демонтировать 63 вкопанных во дворе шины и отправить на утилизацию.
В 2018 году в Хабаровске судья счёл вред от покрышек недоказанным и отказался привлекать УО к ответственности из-за отсутствия состава нарушения. Судья отметил, что шины в виде клумб под цветы, фигур, ограждений по периметру двора в результате окраски, резьбы, заполнения землёй, частичного вкапывания стали осуществлять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории и к категории отходов производства и потребления не относятся.
А как дело с утилизацией шин обстоит в вашем городе? Следует ли убирать с придомовых территорий арт-объекты из этих отходов? Поделитесь мнением в комментариях.
Источник: roskvartal.ru
Отход шин/изношенные шины. Класс опасности, паспорт и калькулятор расчета
Отход шин (изношенные шины) представлен целым перечнем наименований: шины пневматические автомобильные отработанные, шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные. Чтобы выяснить, какой именно отход образуется у вашего предприятия вам надо поговорить со специалистом автотранспортного цеха, поскольку визуально различить эти виды отходов шин экологу или специалисту, ответственному за экологию может быть и не под силу.
Отход шин — класс опасности
Все перечисленные виды отходов шин относятся к 4 классу опасности.
Код ФККО отходов шин (изношенных шин)
Код ФККО принимается в соответствии с:
Ниже представлены коды ФККО отходов шин (изношенных шин):
Состав отхода шин
Состав отхода шин принимается по литературным данным:
- резина — 83,67 %,
- текстильный корд — 3,67 %,
- металлокорд — 8,28 %,
- бортовая проволока — 4,38 %.
Паспорт отхода шин
Паспорт утверждается руководителем предприятия.
Оборотная сторона паспорта должна содержать информацию о предприятии, у которого образуется указанный вид отхода ( с указанием всех адресов промплощадок (или объектов НВОС) в графе «местонахождение»:
Для оформления паспорта отхода делать количественно-химический анализ отхода не требуется, так как отход довольно таки распространенный. Состав отхода принимается по литературному источнику.
Вес изношенных шин в калькуляторе расчета отхода
Как определить количество изношенных шин?
1 вариант (для крупных предприятий) — необходимо ежеквартально поднимать в бухгалтерии акты списания и вести учет списанных шин по их типам. Далее, с помощью калькулятора, представленного ниже, вы рассчитываете количество образования отходов шин по типам шин. Суммируете это количество и получаете количество образования отходов шин в тоннах.
2 вариант: производить передачу отходов ( не реже, чем 1 раз в 11 месяцев) и по количеству сданных отходов (т) осуществлять учет образования данного вида отхода. Дата передачи будет соответствовать кварталу, в котором образуется отход шин.
Калькулятор расчет отхода шин (изношенных шин):
Утилизация изношенных шин (отходы шин)
Отходы шин (изношенные шины) должны передаваться организации имеющей лицензию на деятельность по обращению с отходами — на транспортирование отходов 4 класса опасности, на сбор отходов 4 класса опасности и на утилизацию отходов 4 класса опасности.
Не забывайте, что накапливать отходы более 11 месяцев запрещено! Своевременно передавайте отходы на утилизацию.
Источник: ecoproverka.ru
Ответственность за выброс использованных автомобильных шин
Ответственность за выброс использованных автомобильных шин предусмотрена и для физических лиц. Поэтому перед тем, как выкинуть на помойку или на обочину дороги использованные покрышки, а также сжечь или закопать их, стоит ознакомиться с возможными последствиями.
Класс опасности отработанных покрышек по ГОСТу
Отработанные покрышки относятся к отходам четвёртого класса опасности. Согласно ГОСТу 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» к четвертому классу отходности относятся малоопасные отходы. Такие отходы повреждают систему экологии. Возвращение до прежнего уровня будет происходить не менее 3 лет. Это официальная классификация. Однако покрышки вообще не разлагаются, а значит будут приносить вред экологии целыми столетиями.
Изношенные автомобильные шины подлежат только утилизации. Утилизация отработанных покрышек – это некая процедура по переработке, результатом которой вред экологии не наносится.
В процессе утилизации покрышки превращают в резиновую крошку, из которой затем изготавливают “мягкие покрытия” для спортивных и детских площадок.
Санкции за выброс отработанных автомобильных покрышек
Существенные штрафы и иные меры ответственности (вплоть до дисквалификации и приостановления деятельности) предусмотрены для юридических лиц за несанкционированное захоронение, сброс таких отходов.
И для физических лиц предусмотрена ответственность.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона «об охране окружающей среды» запрещается:
- сброс отходов потребления (а покрышки — это отходы потребления) в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов (а покрышки относятся к 4 классу опасности) на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Чтобы запрет соблюдался, законодатель предусмотрел ответственность.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сжигание, захоронение отработанных покрышек предусмотрено наложение административного штрафа в следующих размерах:
- на физических лиц от 1000 до 2000 рублей;
- на должностных лиц от 2000 до 30000 рублей;
- на индивидуальных предпринимателей от 2000 до 50000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Выявление и пресечением правонарушений в данной сфере занимается государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации.
Если покрышки были выброшены, сожжены и это причинило либо создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (заражение, массовая гибель животных), то к нарушителю применяется уголовная ответственность.
Уголовная ответственность за выброс шин
Статьей 247 Уголовного кодекса предусмотрены следующие меры ответственности.
При угрозе причинения вреда:
- штраф в размере от 200 до 500 МРОТ;
- или в размере заработной платы за период от 2 до 5 месяцев;
- или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев;
- либо ограничение свободы на срок до 3 лет;
- либо лишение свободы на срок до 2 лет.
При причинении вреда окружающей среде:
- лишение свободы на срок до 5 лет.
Если деяние повлекло смерть человека или массовое заболевание людей:
- лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.
Расследованием уголовных дел данной категории занимается Следственный комитет Российской Федерации.
Утилизация использованных покрышек осуществляется бесплатно. Однако на завод, который утилизирует покрышки, их нужно доставить. А вот доставка платная. В районе 50-100 рублей за шину. Не такая уж и большая цена за улучшение экологии и спокойный сон.
Источник: yurist.club
Прокуратура Камчатского края
Прокуратура Камчатского края
Список органов прокуратуры Камчатского края
Календарь новостей
Разъяснения прокурора
Своевременная выплата заработной платы приоритетное направление деятельности органов прокуратуры Камчатского края
Старший помощник Камчатского межрайонного природоохранного прокурора рассказала школьникам о Красной книге
Помощник Елизовского городского прокурора рассказала школьникам о правилах безопасности
При отсутствии пригодного жилья разведенные родители будут нести дополнительные расходы на детей
Прокурор рассказал служащим об ответственности за коррупционные правонарушения
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Отработанные автопокрышки наносят вред экологии и здоровью граждан
- 15.05.2018 05.06.2018 Прокуратура разъясняет, Разъяснения прокурора
- Просмотров: 1512
В ходе осуществления надзорной деятельности Камчатская межрайонная природоохранная прокуратура обращает внимание, что на территории города Петропавловска-Камчатского граждане – автомобилисты, а также работники ремонтных мастерских хаотично выбрасывают отработанные автомобильные покрышки, относящиеся к 4 классу опасности. Некоторые жители города тайком оставляют шины возле мусорных баков, а некоторые бросают использованную резину в водоемы или на газоны, на детские площадки.
Размещение использованных шин на поверхности земельных участков, не оснащенных непроницаемой поверхностью, негативно сказывается на состоянии флоры и фауны.
Следует также учитывать, что в природных условиях ненужные шины подвергаются деструкции весьма медленно и могут накапливаться на поверхности местности неопределенно долгое время. Еще больший вред экологии приносит сжигание шин.
При сжигании на открытом воздухе из тонны отработавших шин в атмосферу выделяется около 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. В воздух выделяются бензопирен, сажа, диоксины, фураны, полиароматические углеводороды, полихлорированные бифенилы, мышьяк, хром, кадмий и т.д., имеющие более высокие классы опасности (I и II).
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» обязывает граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная статья КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Инспекция государственного экологического надзора по Камчатскому краю регулярно привлекает граждан к административной ответственности за незаконное размещение отработанных автопокрышек.
Однако практика показывает, что жители Камчатки не только не страшатся административных штрафов, но и проявляют крайне пренебрежительное или безразличное отношение к окружающей среде.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» передача отходов 1-4 классов опасности для размещения (хранения и захоронения) или обезвреживания (обработки, в том числе сжигания и обеззараживания на специализированных установках) может быть произведена только лицу, имеющему лицензию на соответствующий вид деятельности.
Обращаем внимание жителей края на необходимость соблюдения природоохранного законодательства. В случае обнаружения отработанных покрышек, в том числе на территориях образовательных учреждений, спортивных и иных сооружений, Вы можете обратиться в Инспекцию государственного экологического надзора Камчатского края по адресу . Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, 2/1, телефон: 42-43-37.
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор
Источник: kamprok.ru
Утилизация отработанных автомобильных шин
Статья просмотрена: 1744 раза
Библиографическое описание:
Кузнецова Л. П., Павловский И. Н. Утилизация отработанных автомобильных шин // Молодой ученый. 2009. №7. С. 57-60. URL https://moluch.ru/archive/7/538/ (дата обращения: 05.04.2020).
Утилизация и переработка отходов — это не только уменьшение загрязнения окружающей среды, но и снижение потребления природных ресурсов и энергии. Серьезной проблемой для городов стоит вопрос утилизации изношенных автопокрышек. Увеличение общей протяженности городских дорог, старение автопарка, суровые климатические условия приводят к быстрому износу автомобильных шин. В настоящее время изношенные шины сжигаются, тем самым, загрязняя атмосферный воздух и прилегающую территорию. Остальная часть вывозится на полигон ТБО. Складирование шин на полигонах допускается лишь на отдельных картах, что приводит к существенному снижению сроков эксплуатации полигонов.
По экспертным оценкам в настоящее время в России ежегодно снимается с эксплуатации около 1 млн. тон шин и в ближайшие годы в связи с ростом автомобильного парка и интенсивности его использования объем образования изношенных шин будет только возрастать [1].
Согласно данным УГИБДД ГУВД г. Курска, количество автотранспорта в регионе увеличивается с каждым годом и уже сейчас эта цифра составляет свыше 300 тыс. единиц транспортных средств. Рост общего количества транспортных средств в Курской области за последние несколько лет представлен на рисунке 1.
С ростом числа автомашин в Курске, увеличивается и количество изношенных автопокрышек, утилизация которых зачастую носит стихийный характер. Изношенные шины относятся к отходам 4 класса опасности, поэтому регулирование обращения с ними осуществляется рядом нормативно-правовых документов и соглашений.
Покрышки — довольно экологически опасная часть автомобиля: пыль, возникающая вследствие износа резины, может вызывать серьезные заболевания (сильный аллерген). Например, только в одной Швеции в атмосферу ежегодно выбрасывается около 10 тыс. тонн резиновой пыли, а во всем мире количество этих выбросов составляет более 1 миллиона тонн. Путем простых расчетов шведские ученые определили, что каждый день обычный гражданин Швеции вдыхает 6 граммов резиновой пыли, а что же касается России, то по предварительным оценкам этот показатель может доходить до 20 граммов на человека ежедневно [1].
Кроме того, даже если резина не эксплуатируется, она выделяет незначительное количество химических веществ (всего их может насчитываться до 100). По оценкам исследователей, в резиновой пыли содержится больше канцерогенных веществ, чем в выхлопных газах двигателей, которые до этого считались традиционными источниками загрязнения окружающей среды [2].
Изношенные шины являются одним из самых многотоннажных полимерных отходов, накапливаются в местах эксплуатации, оказывая крайне вредное влияние на окружающую среду. Шины обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают крайне вредное влияние на природу и человека. Отсутствие контроля за отходами, поджоги, самовозгорание ведут к продолжительным пожарам на свалках, которые трудно потушить. В последнее время в крупных мегаполисах очень остро встал вопрос об утилизации и переработке использованных автопокрышек.
С 29 мая 2007 года все подразделения, подведомственные предприятия и организации Курска, имеющие автотранспорт, должны осуществлять сдачу пришедших в негодность автомобильных шин в специализированные организации, занимающиеся их сбором и утилизацией. То же рекомендовано осуществлять всем хозяйствующим субъектам, независимо от формы собственности, эксплуатирующим автомобильную технику.
Необходимо отметить, что на 01.01.2008 в Курской области насчитывалось более 298000 единиц транспортных средств из них 206000 легковых, 43000 грузовых, 9400 автобусов и 28000 мотоциклов, причем физическим лицам принадлежало более 245000 единиц. Следовательно, большая часть отработанных шин, образующаяся от автотранспорта физических лиц, трудно контролируема и может утилизироваться незаконными, экологически опасными методами.
На крупных автотранспортных предприятиях г. Курска, например, ОАО «ПАТП г. Курска», ОАО «ПАТП-3», ООО «ПОГА-1», техцентрах, СТО занимающийся гарантийным и после гарантийным техническим обслуживание и ремонтом автомобилей, а также предприятиях, имеющих на балансе значительное количество автотранспорта и самостоятельно осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, возникает проблема обращения с отходами в частности с отработанными шинами.
Расчет нормативного количества отработанных автомобильных шин — шин с тканевым кордом и шин с металлокордом производится исходя из количества автомашин, находящихся на балансе предприятия, количества шин, установленных на автомашине каждой марки, массы одной изношенной шины каждой марки, среднегодового пробега автомобиля каждой марки, нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены шин [3]. Рекомендуемые типы шин для автомашин различных марок, а также количество автошин, установленных на автомобилях различных марок и вес шин приведены в справочной литературе [4], или в технической документации, прилагаемой к поставляемым шинам.
М = ( Ni·ni·mi·Li)/( Lнi·10 3 ),
где М — нормативное количество отработанных автомобильных шин, т/год; Ni — количество автомашин i-й марки, шт.; ni — количество шин, установленных на автомобиле i-й марки, шт.; mi — масса одной изношенной шины данного вида, кг; Li — средний годовой пробег автомобиля i-й марки, тыс. км/год; Lнi — норма пробега подвижного состава i-й марки до замены шин, тыс. км.
Например, при организации мест временного хранения отходов на ОАО «ПАТП г. Курска» приняты меры по обеспечению экологической безопасности. Места временного хранения (таблица 1) оборудованы с учетом классов опасности, физико-химической характеристики, реакционной способности отходов, а так же с учетом требований СанПиН 2.1.7.1322-03 и Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03. Экологическая безопасность при сборе опасных отходов достигается так же методами противопожарной защиты.
Источник: moluch.ru