Какой корень в слове шина

Разбор по составу (морфемный) слова «шина»

Разбор по составу (морфемный) «шина»:

Смотрите также:

Морфологический разбор слова «шина»

Фонетический разбор слова «шина»

Значение слова «шина»

Синонимы «шина»

Разбор по составу слова «шина»

Карточка «шина»

Предложения со словом «шина»

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы – «проспал»;
  • два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
  • корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

Источник: how-to-all.com

Разбор слова по составу онлайн

Описание

Как разобрать слово по составу

Морфемный разбор слова или разбор по составу – это нахождение всех необходимых частей слова (корень, суффикс, окончание и т. д). Данный принцип является одним из основных в русскоязычной грамматике, поэтому морфемный разбор имеет немаловажное значение. Например, для того, чтобы определить, какая буква пишется в том или ином слове, нужно сначала узнать, в какой части слова она находится. И в зависимости от этого, использовать нужное написание. Грамотный разбор слова является основой правописания. Для осуществления разбора нужно иметь общее представление о морфемах, а также знать определённый порядок действий.

Какие бывают морфемы

Приставка. Это морфема, при помощи которой образовываются новые слова. Приставка находится перед корнем. При помощи приставочного способа образования слов чаще всего получаются одинаковые части речи. Например: ставить – переставить. На примере видно, что от глагола при помощи приставки пере- образовался новый глагол. В русском языке также присутствуют заимствованные от других языков приставки. Например: анти-, де-, суб- и так далее.

Корень слова. Корень считается основной частью любого слова. В нем закладывается общее его значение, а также значение однокоренных слов (тех, у которых одинаковый корень). Однокоренных слова не обязательно должны относиться к одной части речи, они могут быть различными (от существительного образовываться в прилагательные и т. д.). Однако встречаются слова, которые имеют созвучные и похожие корни, но в то же время имеют отличные друг от друга значения. В таких случаях слова не считаются однокоренными, а называются омонимами. Для того, чтобы выявить корень слова, необходимо попытаться подобрать к нему однокоренные слова и найти ту общую часть, которая присутствует в каждом слове и остаётся неизменной. Обязательное условие: слова должны иметь похожее лексическое обозначение, а не просто созвучный корень. Например: дом – домик – домашний. Данные слова имеют одинаковую часть слова дом-, а значит она и является корнем.

Читайте также:  Какая высота протектора допускается у зимней шины

Игра – игровой – играть. В этой цепочке слов общей частью является игр-, значит она также является корнем.

Суффикс. Это также одна из части слов, которая помогает образовывать новые слова. Морфема находит свое расположение после корня слова. Кроме того, суффикс помогает менять саму форму того или иного слова, а также образовывать новые части речи. Чаще всего существительное и прилагательные. Например: лес – лесник. Благодаря суффиксу -ник- образовалось новое существительное. Море – морской. При помощи суффикса -ск- от существительного образовалось новое прилагательное. Стоит заметить, что морфема не считается основной частью слова, суффикса попросту может не быть в составе. Чтобы найти данную морфему, нужно для начала определить корень и окончание слова. То, что останется между ними, и будет суффиксом. Важно знать, что оставшаяся часть слова не всегда является цельным суффиксом. Их может быть и несколько.

Окончание слова. Окончание является изменяем ой частью слова, которая зависит от рода слова, числа и падежа. Данная морфема обычно идёт после корня либо суффикса. Окончание несёт роль связывание слов в предложениях. Как же его определить? Нужно просто просклонять нужное слово и понять, какой части присуще меняться. Это и будет окончанием слова. Например: трава, травы, траве. Просклоняв слово в разных падежах, можно увидеть, что изменяется только последняя буква, а значит она и является окончанием.

Окончание также может иметь и нулевую форму. Для того, чтобы его определить, нужно также просклонять нужное слово по падежам. Если в падежных формах появляются новые буквы, значит начальная форма слова имеет нулевое окончание. Например: дом, дома, дому. В падежных формах слово приобрело окончание, значит изначально оно являлось нулевым.

Соединительные буквы. Это буквы, которые соединяют несколько корней в сложнообразованных словах. Наиболее распространены сединительные гласные -о- и -е-. Например: птицелов, кровожадный, самолёт.

Основа. Это часть слова, не входящая в состав окончания и остающаяся неизменной.

Основной принцип разбора слова по составу

Определить, с какой частью речи придётся работать. Это можно сделать путем подбора вопроса к слову.

Теперь нужно определить окончание имеющегося слова. Для этого стоит просклонять его по числам и падежам. Та часть, которая изменилась, обводится в квадрат. Так обозначается окончание. Первоначальный поиск окончания является обязательным правилом для всех школьников. Ведь некоторые из них начинают морфемный разбор именно с выделения корня. Это является одним из самых ошибочных заблуждений, потому что в некоторых словах определить корень довольно сложно, а где-то его и вовсе нет.

Следующее действие – найти основу. Сделать это несложно. Часть слова, оставшаяся после выделения окончания, и является основой. Подчёркивается она одной горизонтальной линией, которая немного приподнимается перед окончанием.

Определить корень слова. Чтобы это осуществить, нужно подобрать однокоренные слова к нужному слову. Они должны быть похожи по лексическому значению, то есть быть похожими по смыслу, а не только по звучанию. Та неизменная часть, которая присутствует во всех словах и будет являться корнем. Обозначается он специальной дугой над нужной буквенной частью.

Выделить суффиксы. Для этого нужно сопоставить конкретное слово с его прочими формами. А затем создать словообразовательную цепочку, чтобы понять, какое слово было первоначальным, и какой суффикс использовался в процессе. Обозначается морфема формой полуромба над нужной частью слова.

Найти приставку. К конкретному слову нужно попытаться подобрать другие приставки. Также можно использовать другие слова с применением имеющейся приставки. Если смысл слова не коверкается, значит эта часть слова является приставкой. Выделяется она горизонтальной линией над словом, которая загинается перед корнем.

Источник: progaonline.com

ГРАМОТА.РУ

Форум о русском языке

  • Список форумовДорогая редакция!Обсуждение ответов «Справки»
  • Проверка слова в словарях ГРАМОТЫ.РУ
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

какой корень у слова земляника?

какой корень у слова земляника?

slava1947 » 18 ноя 2014, 23:13

Re: какой корень у слова земляника?

volopo » 19 ноя 2014, 00:00

slava1947 писал(а): Для Справки:

Re: какой корень у слова земляника?

adada » 19 ноя 2014, 01:24

Вопрос № 210718
В слове “землеройка” Л – суффикс или часть первого корня? Как вообще разбирается это слово? Существует ли корень “зем”?

Ответ справочной службы русского языка
Корень слова землеройка — земл. Это вариант корня зем (ср.: зем-ной).

Вопрос № 214390
Помогите, пожалуйста, разобрать по составу слова “земля”, “землю”, “позёмка”. Являются ли первые два слова однокоренными с третьим? И корень в этих словах – “зем” или “земл” и “зём”? Если корень “зем” – то суффикс “л”?

Ответ справочной службы русского языка
Корень — земл, слова земля и позёмка — однокоренные. В данном случае мы имеем дело с регулярным чередованием м — мл’.

Re: какой корень у слова земляника?

volopo » 19 ноя 2014, 08:35

Re: какой корень у слова земляника?

slava1947 » 19 ноя 2014, 16:35

Е.А. Земская пишет:

Имеется масса случаев, трактуемых лингвистами по-разному: то как связанные корни, то как усечение основ. Как, например, рассматривать основы типа: космос, космический; эпос, эпический; утка, утёнок, утиный… и т. п.?

Читайте также:  Какие шины подходят на гранту лифтбек

Так же по-разному, похоже, разные лингвисты рассматривают и “л” в слове земля: у Ефремовой это суффикс, у Тихонова — часть корня…

Но как бы ни относиться к этому “л”, ЯНИК в слове земляника — всё ж таки не часть корня.

У Тихонова словообразовательная цепочка выглядит так: земл я –> земл ян ой –> землян ик а.

О связи земляники с землёй говорится и в учебнике для второго класса у моей внучки:

Re: какой корень у слова земляника?

volopo » 19 ноя 2014, 18:18

Re: какой корень у слова земляника?

Эмилия » 20 ноя 2014, 16:01

Slava1947, а Вы на тот словарь Ефремогвой ориентируетесь, где “на велосипеде” наречие? Ну-ну.

ЗЕМЛ – конечно, один корень, можно объяснить, как он произошел. ЗЕМ для СРЯ надо рассматривать как его усеченный вариант.

Я бы тоже земл/ян/ик/а давала, особенно в школе. Аналогичный ИК легко выделяется в голуб/ик/а, черн/ик/а. Из Баку посмотреть не могу, надо открыть Земскую “словообразование”, там в 70-е годы было долгое обсуждение в том числе про “ягодные” слова типа малина, смородина и т.д. Может, Справка с этим спутала?

Re: какой корень у слова земляника?

slava1947 » 20 ноя 2014, 23:36

А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова «Словарь морфем русского языка»
Издательство: “Русский язык” (1986)

Словарная статья ЗЕМ в нём выглядит так:

Re: какой корень у слова земляника?

slava1947 » 20 ноя 2014, 23:37

Источник: newforum.gramota.ru

Корень слова «колесо»

Происхождение

Существительное «колесо» образовано от общеславянского слова «коло», уже исчезнувшего из языка. «Коло», буквально значит «круг». Наравне с «колесом», от этой основы образовались такие существительные как «околица», «околесица», «кольцо», а также наречие «около».

Разбор слова по составу

Основа слова: КОЛЕС .

Какой способ образования: Бессуфиксальный .

Слово «колесо» содержит следующие морфемы или части:

  • Приставка: —
  • Корень слова: КОЛЕС
  • Суффикс: —
  • Окончание: О

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 62% ответили правильно)

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Александр С 757
  2. 2. Всеволод Ронжин 634
  3. 3. Dasha Isaikina 342
  4. 4. Дима Лисниченко 316
  5. 5. Dashka Anurik 186
  6. 6. Полина Базарнова 178
  7. 7. Андрей Воротнюк 171
  8. 8. Alex Meister 143
  9. 9. Анна Герасимова 131
  10. 10. Юлия Лобанова 117
  1. 1. Кристина Волосочева 18,920
  2. 2. Ekaterina 18,496
  3. 3. Юлия Бронникова 18,305
  4. 4. Darth Vader 17,731
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник: obrazovaka.ru

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах

Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Введение

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

Что такое родственные слова?

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов естьобщая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета – родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница – предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар – родственные слова. Конфета – не родственное слово.

Собираем семью родственных слов

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить – заниматься ловлей рыбы. Рыбка – это маленькая рыба. Рыбный – сваренный из рыбы. Рыбак – тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак – родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь.

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий – родственные слова?

Читайте также:  Какое должно быть давление в шинах лада калина хэтчбек

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк – это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь – это родственные слова.

Окунул – погрузил в жидкость. Окунь, окунул – у этих слов нет общего значения.

Улов – количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов – это родственные слова.

Ловкий – искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий – у этих слов нет общего значения.

Разгадываем секрет корней

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково.

Как искать в слове корень?

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый.

Подарок – вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть –дар.

Выкрикнуть – громко крикнуть, издать крик. Корень – крик.

Серебристый – цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень – серебр.

Узнаём родственные слова по описанию значения

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки»?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне – чередование букв согласных г-ж.

Наблюдаем за чередованием согласных в корне

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пушок

ухо-ушко х-ш

водить-вожак

глядеть-гляжу д-ж

река-речка

мука-мучной к-ч

весы-взвешивал

коса-кошу с-ш

возить-вожу

сказскажи з-ж

А в словах лёд-ледяной, ёлочка-ель буква ё заменяет букву е.

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё, г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Ищем однокоренные слова в стихотворении

Много лет назад

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот ещё посадки рядом.

С ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном!

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый – имеющий отношение к саду.

Сажать – то же, что садить.

Саженцы – растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа – это чёрный налет от сгорания.

Однокоренные слова с корнем –уч

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

Заключение

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (Источник).
  3. Padabum.com (Источник).

Рекомендованное домашнее задание.

  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли – …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса – …

3) Обладающий вкусом соли – …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку – с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источник: interneturok.ru