Как учесть автомобильные шины

Как правильно списать автошины в бухучете

Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Бухгалтерский учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

Источник: assistentus.ru

Как правильно организовать учет автошин?

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Читайте также:  Какой производитель летних шин лучше

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Принятие автошин к учету.

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н [1] ).

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н [2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:

Источник: www.audar-press.ru

Как учесть автомобильные шины

Дата документа 01.06.2010
Метки Статья

УЧЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Курбангалеева О.А.,
генеральный директор ООО «Консалтинг Успешного Бизнеса»

Одним из основных элементов ходовой части автомобиля являются пневматические шины.
Автомобильные шины различаются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля. На основании руководства по эксплуатации для каждой конкретной марки и модели автомобиля, автобуса, троллейбуса, прицепа или полуприцепа выбирается свой тип пневматических автомобильных шин: по размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора.
Комплект пневматических шин для камерных шин легковых автомобилей состоит из покрышки и камеры с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком. А для камерных шин грузовых автомобилей — из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты.
Для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей в комплект шин входит лишь покрышка. В отличие от других запасных частей шины имеют свою специфику: их замена производится не только в связи с износом, но и в связи с изменениями природно-климатических условий. Ведь с наступлением зимнего сезона в целях безопасности дорожного движения даже новые летние шины могут быть заменены на зимние. Весной же летние шины возвращаются на автомобиль, а летние — на склад.
Некоторые организации предпочитают экономить на резине и приобретают так называемые всесезонные шины, которые пригодны для эксплуатации и зимой и летом.

Бухгалтерский учет автомобильных шин

Приобретение автомобильных шин

Автомобильные шины, приобретенные отдельно от транспортного средства, включаются в состав материально-производственных запасов и учитываются на субсчете 10-5 «Запасные части» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Так как автомобильные шины могут не только находиться на складе, но и передаваться сторонней организации для ремонта и восстановления, к субсчету 10-5 открываются регистры аналитического учета:

«Автомобильные шины на складе»;
«Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении».

В процессе эксплуатации транспортного средства организация может ежесезонно менять зимнюю резину на летнюю и наоборот, а также производить замену полностью изношенных автомобильных шин на аналогичную новую резину.
Поэтому на субсчете «Автомобильные шины на складе» раздельно учитываются:

новые шины, находящиеся на складе;
автошины, снятые со списанных автомобилей и прицепов, но годные к дальнейшему использованию без ремонта;
отремонтированная и подлежащая восстановлению автомобильная резина.

Учет автомобильных шин осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).
Напомним, что с 1 января 2008 года вступил в силу приказ Минфина России от 06.03.2007 № 26н , который внес в ПБУ 5/01 существенные изменения. В частности, из пункта 4 было исключено положение, согласно которому ПБУ 5/01 не применялось к активам, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. В результате исчезло последнее противоречие в нормативных актах по бухгалтерскому учету, которые регулируют порядок учета автомобильных шин, которые в свою очередь используются организацией свыше 1 года.
Автомобильные шины, приобретенные у поставщика, отражаются в бухгалтерском учете по фактической стоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Она складывается из продажной стоимости, расходов по доставке и других затрат, связанных с их покупкой.

Сезонная замена шин

Нельзя рассматривать замену летней резины на зимнюю как частичную ликвидацию основного средства с его последующим дооборудованием.
Заметим, что в нормативных документах по бухгалтерскому учету нет четкого определения понятий «частичная ликвидация» и «дооборудование». Поэтому мы будем опираться на те положения, которые приведены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источник: www.referent.ru

Как учесть автомобильные шины

Дата документа 01.06.2010
Метки Статья

УЧЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Курбангалеева О.А.,
генеральный директор ООО «Консалтинг Успешного Бизнеса»

Одним из основных элементов ходовой части автомобиля являются пневматические шины.
Автомобильные шины различаются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля. На основании руководства по эксплуатации для каждой конкретной марки и модели автомобиля, автобуса, троллейбуса, прицепа или полуприцепа выбирается свой тип пневматических автомобильных шин: по размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора.
Комплект пневматических шин для камерных шин легковых автомобилей состоит из покрышки и камеры с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком. А для камерных шин грузовых автомобилей — из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты.
Для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей в комплект шин входит лишь покрышка. В отличие от других запасных частей шины имеют свою специфику: их замена производится не только в связи с износом, но и в связи с изменениями природно-климатических условий. Ведь с наступлением зимнего сезона в целях безопасности дорожного движения даже новые летние шины могут быть заменены на зимние. Весной же летние шины возвращаются на автомобиль, а летние — на склад.
Некоторые организации предпочитают экономить на резине и приобретают так называемые всесезонные шины, которые пригодны для эксплуатации и зимой и летом.

Бухгалтерский учет автомобильных шин

Приобретение автомобильных шин

Автомобильные шины, приобретенные отдельно от транспортного средства, включаются в состав материально-производственных запасов и учитываются на субсчете 10-5 «Запасные части» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Так как автомобильные шины могут не только находиться на складе, но и передаваться сторонней организации для ремонта и восстановления, к субсчету 10-5 открываются регистры аналитического учета:

«Автомобильные шины на складе»;
«Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении».

В процессе эксплуатации транспортного средства организация может ежесезонно менять зимнюю резину на летнюю и наоборот, а также производить замену полностью изношенных автомобильных шин на аналогичную новую резину.
Поэтому на субсчете «Автомобильные шины на складе» раздельно учитываются:

новые шины, находящиеся на складе;
автошины, снятые со списанных автомобилей и прицепов, но годные к дальнейшему использованию без ремонта;
отремонтированная и подлежащая восстановлению автомобильная резина.

Учет автомобильных шин осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).
Напомним, что с 1 января 2008 года вступил в силу приказ Минфина России от 06.03.2007 № 26н , который внес в ПБУ 5/01 существенные изменения. В частности, из пункта 4 было исключено положение, согласно которому ПБУ 5/01 не применялось к активам, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. В результате исчезло последнее противоречие в нормативных актах по бухгалтерскому учету, которые регулируют порядок учета автомобильных шин, которые в свою очередь используются организацией свыше 1 года.
Автомобильные шины, приобретенные у поставщика, отражаются в бухгалтерском учете по фактической стоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Она складывается из продажной стоимости, расходов по доставке и других затрат, связанных с их покупкой.

Сезонная замена шин

Нельзя рассматривать замену летней резины на зимнюю как частичную ликвидацию основного средства с его последующим дооборудованием.
Заметим, что в нормативных документах по бухгалтерскому учету нет четкого определения понятий «частичная ликвидация» и «дооборудование». Поэтому мы будем опираться на те положения, которые приведены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источник: www.referent.ru

Готовимся к сезонной «переобувке» авто

Не за горами первые морозы. Значит, самое время готовить автопарк компании к зимнему сезону и менять летнюю резину на зимнюю. Поговорим о том, как учесть в бухгалтерском и налоговом учете расходы на покупку шин, а также затраты, связанные с их эксплуатацией.

Купили машину плюс комплект резины

Как правило, в базовую комплектацию машин входит летняя резина. Поэтому многие предпочитают одновременно с авто приобрести комплект зимней резины. У бухгалтеров возникает вопрос: как в этом случае учесть дополнительный комплект шин — в первоначальной стоимости автомобиля или отдельно? Давайте разбираться.

Без сомнения, шины, которые входят в базовую комплектацию машины, являются ее неотъемлемой частью и их стоимость уже учтена в цене авто. Они не признаются самостоятельным инвентарным объектом. Ведь под инвентарным объектом основных средств понимается:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы (п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 10 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Ни под одну перечисленную категорию покрышки не подпадают. Следовательно, стоимость шин, изначально установленных на автомобиль, априори включается в его первоначальную стоимость. Аналогичный порядок прописан и в Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

А как быть с комплектом резины, купленным компанией дополнительно? На наш взгляд, включать его в первоначальную стоимость авто нет оснований, даже если стоимость машины и дополнительного комплекта резины указана в одном первичном документе (например, в одной товарной накладной, но по разным позициям отражена стоимость авто и шин). Объясним почему.

Один из критериев признания объекта основным средством — его предназначение для использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд организации (п. 4 ПБУ 6/01). Понятно, что самостоятельно шины не могут участвовать в деятельности организации. Поэтому они включаются в состав материально-производственных запасов и их стоимость в бухгалтерском учете отражается на субсчете 5 «Запасные части» к счету 10 «Материалы». Как только шины переданы в эксплуатацию, их стоимость списывается на расходы (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

После того как шины списаны в производство, необходимо организовать их количественный учет. Ведь они по-прежнему считаются собственностью компании и должны быть отражены в учете до того, как придут в негодность.

Обратите внимание: некоторые бухгалтеры при сезонной замене автошин восстанавливают в бухгалтерском учете часть стоимости возвращенных на склад покрышек исходя из срока их сезонной эксплуатации. Тем не менее, на наш взгляд, действующее законодательство по бухучету не содержит требований к восстановлению ранее списанных материально-производственных запасов. Ведь они принимаются к учету по фактической себестоимости. В отношении МПЗ, приобретенных за плату, фактической себестоимостью признается сумма затрат на приобретение актива за минусом НДС (п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Поэтому у компании нет обязанности снова принимать на баланс сезонные шины по восстановительной стоимости. Кроме того, шины не являются ни возвратными отходами, ни оставшимися неизрасходованными материалами, в отношении которых установлено требование о принятии к учету (п. 111 и 112 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Таким образом, бухгалтеру не нужно каждый сезон восстанавливать шины в учете и тем самым в разы усложнять ведение бухгалтерского учета.

Считаем, что для учета передачи и возврата сезонных шин логичнее использовать забалансовые счета, в частности счет 012 «Автопокрышки на складе». В этом случае шины можно учитывать по условной оценке. Помимо этого в карточках учета автомобильных шин можно записывать, когда и кому выданы шины и когда возвращены на склад.

В налоговом учете оснований для увеличения первоначальной стоимости автомобиля на приобретенный дополнительно комплект резины нет, даже если машина и комплект шин значатся в одном первичном документе. Ведь для целей налогового учета под основными средствами понимается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью свыше 40 000 руб. (п 1 ст. 257 НК РФ). Как мы уже выяснили, покрышки отдельно от автомобиля не используются в производстве, к тому же их стоимость за штуку вряд ли превысит 40 000 руб.

Дополнительный комплект сезонной резины можно списать в материальные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 253 и подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) или учесть как прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку Налоговый кодекс содержит несколько вариантов учета, компания должна выбрать один из предложенных способов и закрепить его в учетной политике (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Так же как в бухгалтерском учете, при расчете налога на прибыль организация не должна уменьшать материальные расходы на стоимость возвращенных шин. Налоговый кодекс не содержит таких требований (п. 6 ст. 254).

Важный момент: изложенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета применяется и в том случае, когда автомобиль и шины приобретены с временным люфтом.

Покрышки в подарок

Нередко автосалоны в ходе рекламной акции дарят покупателям автомобилей дополнительный комплект шин. В этом случае подарочный комплект покрышек с позиции налогообложения прибыли будет рассматриваться как безвозмездно полученное имущество. А оно включается в состав внереализационных доходов по рыночной стоимости, определенной по правилам ст. 40 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ). Доход возникает на дату получения шин (подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

По мнению Минфина России, при списании безвозмездно полученных МПЗ их стоимость не включается в состав расходов. Аргумент — в материальных расходах учитываются затраты на приобретение имущества. При получении же имущества в подарок организация никаких затрат не несет (письмо от 05.12.2008 № 03-03-06/1/674).

В бухучете полученные безвозмездно шины учитываются на счете 10-5 по рыночной стоимости в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов» (п. 9 ПБУ 5/01 и Инструкция по применению Плана счетов). Кроме того, компания должна отразить и прочий доход, который появится одновременно с признанием в бухгалтерском учете расходов по передаче шин в эксплуатацию (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

В связи с тем что в бухгалтерском учете стоимость безвозмездно полученного комплекта авторезины относится к расходам, а в налоговом — нет, возникают постоянные разницы (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).

Не исключена и ситуация, когда бухгалтер еще раз должен будет использовать ПБУ 18/02. Если, например, организация получила в подарок летом зимнюю резину, то в бухучете доход возникнет только в конце осени, когда летние шины будут заменены на зимние. Но в налоговом учете внереализационный доход будет отражен летом. Следовательно, летом в бухучете появится отложенный налоговый актив, который будет погашен в момент передачи шин в эксплуатацию (п. 11, 14 и 17 ПБУ 18/02).

Ничто не вечно под луной

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о сроке полезного использования авторезины. Этот вопрос важен, поскольку напрямую связан с возможными претензиями налоговиков при проверке. Судите сами: организация, которая не установит срок полезного использования шин и не будет контролировать использование резины, находящейся в эксплуатации, не сможет подтвердить обоснованность выбытия пришедших в негодность шин и необходимость покупки нового комплекта. Налоговики могут посчитать, что компания необоснованно приобрела еще один комплект авторезины и неправомерно увеличила материальные расходы.

Чтобы не возникло проблем с проверяющими, советуем завести специальный документ и наглядно отражать в нем техническое состояние авторезины. Унифицированной формы такого документа сегодня нет. Компания должна разработать его самостоятельно с учетом требований ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В документе указываются техническое состояние шины при поступлении на склад, дефекты и пробег, а также причина выбытия, подтвержденная специально созданной комиссией.

Обратите внимание: до 1 января 2007 г. действовали временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. Несмотря на то что этот документ утратил силу, по мнению Минтранса России, компании должны им руководствоваться до тех пор, пока не будет утвержден новый регламент (письмо от 07.12.2006 № 0132-05/394). По нашему мнению, установить срок эксплуатации шин можно приказом по организации. При этом никто не мешает руководствоваться названным выше порядком.

Организация, осуществляющая работы по замене шин не самостоятельно, а с помощью специализированной организации, стоимость таких работ может без проблем учесть при расчете налога на прибыль (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Конечно, при условии, что у компании имеются все подтверждающие документы и отсутствуют возможности по замене шин собственными силами.

На практике возникает еще один расход, связанный с содержанием авторезины. У многих организаций нет площадей для хранения временно не используемых шин. Но эту проблему решают специализированные организации, предоставляющие услуги по хранению шин. На наш взгляд, такой расход также можно учесть при расчете налога на прибыль на основании той же нормы — подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Источник: www.eg-online.ru