Как определить параметры колесного диска

Размерность колесных дисков

Время на чтение: 8 минут

Владельцы автомобилей по всему миру нередко сталкиваются с проблемой замены колёсных дисков на них. Происходит это в силу вынужденных причин — при их деформации, поломке, износе, либо по желанию самого автовладельца, из-за слишком непрезентабельного внешнего вида, маленькой размерности и на прочих основаниях. Так, рынок автомобильных аксессуаров всегда готов предложить своим клиентам широкий ассортимент изделий и товар на любой вкус и кошелёк.

Что такое штатный размер дисков

Штатный размер дисков — это характеристика колёс, которые ставятся автомобильным концерном на заводе в соответствии с требованиями технологии, классом транспортного средства, а также проведённым прочностным расчётам со стороны инженерного персонала предприятия.

Магазин колёсных дисков

Сходя с конвейера, автомобиль приобретает следующие базовые параметры колёсных дисков:

  • Форма закраины обода, предназначенной для надёжной фиксации покрышки. Этот параметр для легковых автомобилей, вне зависимости от модели и модификации, как правило, выражается в буквенном обозначении J или JJ.
  • Ширина обода изделия, от которого зависит конечная размерность покрышки. Она выражается в дюймах с шагом 0,5 единиц. Как правило, стандартные марки авто имеют диапазон этой размерности от 4 до 12 дюймов, что соответствует резине от 145 до 345 мм.
  • Самый важный параметр — это радиальность изделия, которая определяется как величина диаметра обода без учёта кромок и составляет от 12 до 24 дюймов, соответственно, записывается как R12, R13, …, R22, R23, R24. От этого важного параметра зависит радиальность шины, которая должна быть аналогичной этой величине, а также её профиль в зависимости от размера колёсной арки и технических требований заводского производителя. Так, на R16 для Toyota Land Cruiser 200 можно поставить резину с высотой профиля 90 мм. Та же радиальность, но для ВАЗ 2110, влечёт за собой лишь низкопрофильные покрышки с размерностью 35-40 мм.
  • Также на заводе назначается требуемый для конкретной марки диапазон вылетов колеса, то есть параметр ЕТ, или величина в проекции от места фиксации диска к ступице до его привалочной плоскости с внутренней стороны. Так, чем больше величина ЕТ, тем глубже колесо будет сидеть под колёсной аркой и наоборот. Эта размерность дисков может быть отрицательной, и в таком случае диск будет немного выступать за габариты кузова. Средний диапазон этого параметра составляет от -25 мм до +50 мм.
  • Если предыдущие параметры допускают небольшой разброс в размерностях колеса, то такие показатели, как сверловка и разболтовка, как правило, должны быть едины, в противном случае колесо просто не встанет на ступицу.

Ширина обода диска и посадочный габарит

  • Сверловка колеса — это размер центрального отверстия диска, при помощи которого он садится на ось. Составляет, как правило, от 50 до 120 мм, в зависимости от модели, бренда и класса транспортного средства.
  • Разболтовка диска — это параметр, при котором определяется количество шпилек на ступице и их длина. Предназначены для крепления колеса. Для малолитражных авто шпильки делаются с параметрами 4×98, 4×100, то есть диск фиксируется на 4 анкера длиной по 98 или 100 мм каждый. В случае с авто бизнес-, премиум-класса или внедорожниками, количество крепежей возрастает до 5 или 10 штук, а длина их может увеличиваться до 150 мм.

Как определить размер литых дисков и штамповки на автомобиль

Конечно, каждый оригинальный диск на авто замаркирован, и при детальном его осмотре можно увидеть строку со всеми перечисленными выше геометрическими параметрами. Если же по каким-то причинам, например, в случае износа, данная величина не читается, то колесо всегда можно вымерить и самостоятельно вывести его маркировку. Делается это следующим образом:

  • Чтобы определить ширину изделия, нужно просто замерить линейкой или рулеткой его обод в миллиметрах, а затем полученный результат разделить на 25,4 мм, чтобы перевести его в дюймы.
  • Аналогичным способом определяется радиальность изделия, только здесь замеру подлежит диаметр. Многие ошибочно полагают, что величина со значком R обозначает радиус дисков, однако это в корне неверно и измерять нужно именно наибольшее расстояние между двумя точками на ободе колеса. В данном случае для точности измерений необходимо проследить, чтобы измерительный инструмент прошёл строго через центр диска, потому что в противном случае автолюбитель сможет замерить лишь хорду, и показатель радиальности диска будут неверным. Полученный результат нужно разделить на те же 25,4 см, чтобы получить величину параметра в дюймах. Следует заметить, что при измерении вполне может быть погрешность в +/-5 мм, так как радиальность может быть выражена только в целом числе.
  • Самое сложное — это померить вылет колеса, то есть определить параметр ЕТ. Чтобы это сделать, необходимо колесо положить плашмя, установить на него деревянную рейку, равную по длине диаметру металлической части, а потом измерить расстояние в миллиметрах до привалочной плоскости диска. Затем колесо переворачивается на 180 градусов, и процедура повторяется ещё раз, но для обратной стороны изделия. Полученные результаты нужно подставить в формулу ЕТ = (X + Y)/2, где Х — это первый замер, Y — второй, а ЕТ — искомый показатель вылета, все единицы здесь указываются в миллиметрах.

Источник: kolesa.guru

Turbonec › Блог › Параметры дисков (полезная инфа)

После покупки последних дисков, на которых было выгравировано 5х114,3, 5х100, 4х114,3 и 5х114,3- где в итоге реально оказалось 5х110 (Диски Lehrmeister -Япония, мать её… ). Перелазил полнета чтобы научится самому высчитывать межболтовое растояние. Возможно кому-то это будет полезным)
П.с. меряйте диски независимо что на них написано, ну и не роняйте машину с домкрата =)

Измерение параметров диска

1. Ширина диска
2. Диаметр диска
3. Вылет диска (ЕТ)
4. Количество крепёжных отверстий под болты или гайки, которыми крепиться диск к машине
5. Диаметр, на котором расположены эти крепёжные отверстия (PCD)
6. И диаметр отверстия под ступицу (DIA)

Но чтобы измерять не все параметры, часть из них можно прочитать в инструкции по эксплуатации по вашему автомобилю или на запасном колесе, если машина укомплектована литым (из алюминиего сплава) полноразмерным запасным колесом (таким же, как и все остальные колёса, которые стоят на машине). Для этого нужно вынуть колесо из багажника и прочитать надписи на внутренней стороне диска.

Если же у вас машина укомплектована «докаткой», то необходимо снять одно колесо с машины, если там стоят «литые» диски.

Читайте также:  Как снять задний тормозной диск митсубиси аутлендер

Внимание! На обычных «стальных» дисках, как правило, изнутри не написаны параметры диска и маркируются они по внутреннему заводскому коду, который позволяет узнать параметры диска только у официального дилера автомобиля или производителя дисков.

Осмотрим внимательно надписи на «литом» диске изнутри:

1. Ширина диска
2. Диаметр диска

На большинстве литых дисков указывается три параметра, это «вылет», «ширина диска» и «диаметр диска». Ширина диска обычно обозначается вот так: 5,5J х 13 или 5 1/2J х 13, где 5 и 1/2 — значение ширины диска – 5,5 дюймов, а 13 – диаметр диска в дюймах.

3. Вылет диска (ЕТ)
Вылет (или как его ещё называют «вынос диска») обычно обозначается двумя буквами ET или надписью OFFSET и далее идут параметры выноса, например, ET35 или OFFSET 35, где 35 – это значение вылета в миллиметрах.

Если эти параметры нашлись на диске, то нам остаётся узнать только три параметра:

4. Количество крепёжных отверстий под болты или гайки, которыми крепится диск к машине
5. Диаметр, на котором расположены эти крепёжные отверстия (PCD)

Посчитать количество отверстий под болты не составляет проблем, обычно их бывает — 3, 4, 5 или 6.
Диаметр, на котором они расположены иногда «выбит» изнутри диска, как показано на рисунках:

К сожалению, иногда не очень понятно где именно написаны эти цифры значения PCD, поскольку каждый производитель дисков может их написать в разных местах или не написать совсем. Поэтому нам понадобится Штангенциркуль или обычная линейка.

Нужно измерить расстояние между центрами дальних отверстий, расположенных напротив друг друга, как показано на рисунках:

• У дисков с пятью (рис. 1) крепёжными крепёжными отверстиями:
PCD равно расстоянию между центрами дальних (любых не соседних) болтов или гаек умноженное на коэффицент 1,051 В нашем случае 95х1,051=100мм

• У дисков с четыремя (рис. 2) или шестью крепёжными отверстиями:
PCD равно расстоянию между центрами дальних (противоположных) болтов или гаек. В нашем случае тоже 100мм.

Внимание! Измерения нужно проводить с высокой точностью, поскольку существуют очень близкие значения, (например, 98 и 100 или 110 и 112) и которые нельзя ставить одни вместо других!

Для большей уверенности в измерениях, мы приводим таблицу применяемости различных значений PCD к маркам автомобилей. Например, если у вас автомобиль Мерседес, а при измерении получилось 111 мм, то реальное значение равно 112 мм, поскольку Мерседес не делает дисков ни 110 ни 111 мм.

98 – Lada, Alfa-Romeo, Citroen, Fiat, Lancia, Peugeot, Seat, Skoda.
100 — Audi, BMW, Cooper, Chevrolet, Chrysler, Citroen, Daewoo, Daihatsu, Fiat, Honda, Hyundai, Jeep, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Proton, Renault, Rover, Seat, Skoda, Subaru, Suzuki, Toyota, Volkswagen.
108 — Audi, Citroen, Ford, Jaguar, Landrover, Mazda, Peugeot, Renault, Saab, Volvo.
110 — Fiat, Opel, Saab, Alfa-Romeo.
112 — Audi, Chrysler, Ford, MCC-Smart, Mercedes-Benz, Seat, Skoda, Volkswagen.
114.3 — Chevrolet, Chrysler, Citroen, Jeep, Daewoo, Daihatsu, Dodge, Fiat, Ford, Honda, Hyundai, Kia, Lexus, Landrover, Mazda, MCC-Smart, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Renault, Rover, Subaru, Suzuki, Toyota, Volvo.
115 — Chevrolet, Chrysler, Opel.
118 — Citroen, Fiat, Nissan, Opel, Peugeot, Renault.
120 — BMW, Hyundai, Volkswagen.
120.7 — Jaguar.

Грузовые и внедорожники:

127 — Jeep.
130 — Audi, Citroen, Fiat, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Peugeot, Porsche, Renault, Volkswagen.
139.7 — Jeep, Daihatsu, Ford, GMC, Hyundai, Isuzu, Kia, Lada-Niva, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Ssangyong, Suzuki, Toyota.
150 — Lexus, Toyota.
160 — Ford, Opel, Renault.
161 — Mercedes-Benz, Volkswagen.
165.1 — Landrover.
170 — Opel, Renault.
180 — Ford.
205 — Mercedes-Benz, Volkswagen.

6. Диаметр отверстия под ступицу (DIA)
На многих дисках центральное отверстие под ступицу имеет больший диаметр, чем ступица и диск центруется специальным пластиковым кольцом (на фото переходное кольцо 67,5мм на 56,1мм)
Если же колесный диск оригинальный (или обычный стальной), то на нем нет переходного кольца и он центруется центральным отверстием самого диска. И его можно тоже измерить обычной линейкой или Штангенциркулем.

Источник: www.drive2.ru

0nyx › Blog › Маркировка колёсных дисков

Ни фига не могу понять и запомнить так, что пусть будет здесь для себя.
Параметры колёсных дисков

Разберём маркировку автомобильного диска на примере следующей записи:

6½ J x 15 H2 5х100 ET45 d54.1
Расшифровка маркировки дисков для авто

6½ (rim width) – ширина обода A, измеряемая в дюймах.

15 (rim diameter) – диаметр обода колеса B, измеряемый в дюймах. Эта величина определяется без учета высоты закраин обода.

J (flange) – обозначение профиля закраин обода F. J – наиболее распространённый тип. Также для легковых автомобильных дисков имеют место следующие типы: JJ, JK, K, B, D, P.

H2 (hump) – кольцевые выступы H на посадочном месте обода. Хампы предназначены для надёжной фиксации бортов бескамерных шин при боковых воздействиях, как то на поворотах, препятствуя оттоку воздуха. Индекс H2 означает, что такие выступы присутствуют с двух сторон обода (в отличие от индекса H, указывающего на наличие хампа лишь с одной стороны).

d54.1 (hub diameter) – диаметр центрального отверстия D под ступицу колеса (DIA), которое измеряется со стороны привалочной плоскости. DIA является одним из важнейших показателей, определяющих соответствие колёсного диска автомобилю. Точное совпадение диаметров посадочного цилиндра и отверстия диска даёт абсолютное центрирование колеса. Если эти диаметры не совпадают, то окончательное центрирование обеспечивается посредством конических или сферических форм у крепёжных болтов/гаек и соответствующих им отверстий автодиска. Также в данной ситуации используются центровочные кольца.

Как правило, точная посадка обеспечивается при установке оригинальных дисков автопроизводителя. Большинство же колёсных дисков сторонних производителей комплектуются уплотнительными центровочными кольцами. Это обусловлено такими факторами, как относительная унификация дисков и удешевление их производства – ощутимо дешевле снабжать изделия центровочными кольцами, нежели выпускать продукцию, отличающуюся лишь диаметром центрального отверстия с шагом в доли миллиметра.

Расположение крепёжных отверстий

5х100 – количество N отверстий под крепёжные болты/гайки (5) и диаметр C их расположения (100мм). Диаметр окружности, по которой размещены отверстия, носит название PCD (Pitch Circle Diameter).

В зависимости от количества крепёжных отверстий для вычисления параметра PCD из известного расстояния между отверстиями используются различные коэффициенты (см. рис. ниже).

Отверстия креплений могут иметь приличный допуск в диаметре, однако посадка болта происходит однозначно и абсолютно по центру за счёт конических направляющих. Потому минимальное расхождение центров отверстий у диска и ступицы означает, что плотная посадка обеспечена только одному болту – остальные, вероятнее всего, будут затянуты с перекосом, исключая правильную централизацию. Таким образом, при вращении колеса будем иметь биение – это раз, а второе – дополнительную “вращающуюся” нагрузку на болты или гайки.

Читайте также:  Как снять тормозной диск на рено сандеро

Важно!
Установка автомобильных дисков с PCD, отличным от номинального, запрещена!
Что может повлечь за собой отклонение этого параметра от заданного? Дельта в пару миллиметров, которая не ощутима на глаз и, казалось бы, не влияет на ходовые качества, может стать причиной отворачивания болтов крепления диска от ступиц во время движения.
Если у вас возникли сомнения или трудности при подборе диска для авто, во избежание казусных ситуаций лучше возложить выполнение этой задачи на консультанта магазина или работника автосервиса.

Длина вворачиваемой в ступицу резьбы болта или гайки должна быть не менее 6-7 полных оборотов.

ET45 (Einpress Tief, нем.; offset, англ.) – вылет диска E: расстояние между плоскостью крепления диска колеса и плоскостью симметрии обода, мм. Для каждого автомобиля этот параметр устанавливается заводом-изготовителем.

Положительный вылет диска соответствует конструкции, у которой привалочная плоскость располагается ближе к внешней стороне колёсного диска, нежели серединная плоскость обода колеса. Обратное же положение свидетельствует об отрицательном значении.

С уменьшением значения ET по числовой оси координат колёса начинают выступать в стороны за пределы кузова автомобиля – колея становится шире. Увеличение выноса приводит к сужению колеи. Обычно, допустимая производителем дельта составляет около ½ см.

Параметр ET не является обязательным и может отсутствовать в маркировке диска.

Важно!
Придерживаясь рекомендованных значений, вы обеспечиваете безопасное расположение колеса в колесной арке и оптимальную нагрузку на подвеску и поворотный механизм.
Увеличение вылета диска недопустимо – это может привести к механическому контакту диска и элементов тормозной системы. Уменьшение выноса хоть и позволяет достичь несколько большей устойчивости автомобиля, а также сомнительного удовольствия “красиво тусоваться”, зато влечёт за собой увеличение плеча и, как следствие, перегрузку механики ступицы и подвески.
Устанавливайте колёсные диски с выносом, отличным от рекомендованного, на свой страх и риск!

X-фактор (X-factor) – весьма условный показатель X, определяющий расстояние между плоскостью крепления колёсного диска и его задней поверхностью. Само по себе это пространство позволяет устанавливать диски на автомобили, у которых элементы тормозной системы выступают за привалочную плоскость.

Источник: www.drive2.com

Как узнать размер колесного диска

Грамотный выбор колесных дисков зависит от технических характеристик, обозначающих все параметры, а именно ширину, диаметр, вылет, а также DIA (посадочный диаметр ступицы) и PCD (параметры сверловки).

Также необходимо знать обозначение маркировки. Она указывает на стандартные параметры любых типов колесных изделий:

Маркировочные обозначения указываются на внутренней стороне. Обычно производители дублируют их в сопроводительных документах и на упаковке, если изделие новое.

Параметры дисков

Чтобы определиться с тем, что обозначает маркировка, необходимо знать ширину и диаметр колесного изделия.

Сверловка, или разболтовка

Это один из наиболее сложных параметров для изучения, указывающий на диаметр крепежных болтов. Сверловка измеряется от центровой зоны шпильки до противоположной зоны расположения элемента на колесе.

Довольно часто производители указывает параметры разболтовки диска через дробь в зависимости от количества отверстий для закрепления.

Предположим, указаны показатели 6/222,25. Первая цифра демонстрирует количество сверлений для крепежа болтов, а второе число указывает на сверловку в миллиметрах.

Дисковый вылет

Этот показатель маркируется английскими буквами ET. Что такое ЕТ в дисках и зачем оно? Показатель обозначает дистанцию от плоскости колесного изделия до средней зоны обода. Привалочная поверхность колесного изделия указывает на прижимную плоскость диска к ступице.

Параметры вылета могут быть:

  • с нулевым показателем;
  • с отрицательным;
  • с положительным.

Нулевой вылет указывает на то, что плоскость диска соответствует его серединной зоне. Таким образом, чем ниже показатель, тем больше колесное изделие выступает с внешней стороны автомобиля. Если показатель вылета увеличен, это значит, что диск углублен во внутреннюю зону автомобиля.

Также необходимо учитывать и тот факт, что в зависимости от ширины изделия, показатели вылета отличаются. Изготовители указывают в сопроводительной документации к транспортному средству меньшее значение вылета для дисков с большой шириной.

Диаметр и другие параметры диска схематично

Что собой представляет HUMP (H)?

Хамп представляет собой выступ кольца на дисковом ободе. Этот элемент применяется в качестве защиты от соскока автомобильной покрышки. Обычно для колеса используется 2 хампа (H2).

В некоторых случаях хамп может не использоваться или же применяется только один – в зависимости от комплектации автомобиля. Разновидности Хампов:

  1. комбинированные (CH);
  2. плоские (FH);
  3. ассиметричные (AH).

Дисковые параметры PCD

Значение PCD обозначает диаметр окружности центровых отверстий на колесном диске. То есть, это диаметр отверстий для крепежа болтов.

Параметр диска DIA

Параметр DIA указывает на диметр отверстия, расположенного по центру диска. Производители литья предпочитают создавать большой диаметр центрового отверстия DIA. Это делается для того, чтобы диски были применяемы и универсальны для любых типов авто.

Несмотря на то, что размер ступицы может отличаться в зависимости от модели транспортного средства, автодиск устанавливается с помощью переходного кольца, втулки.

Маркировка

В качестве примера рассмотрим маркировку колесного обода 9J x20H PCD 5×130 ET60 DIA 71.60:

  1. Цифра 9 указывает на ширину, измеряемую в дюймах. Чтобы перевести дюймы в сантимы, общий показатель умножается на 25,4.
  2. Буква J указывает на элементы конструкции: форму дисковых закраин. Этот параметр не играет важной роли при выборе.
  3. Буква X обозначает нераздельность диска.
  4. Цифра 20 обозначает диаметр посадки колесного изделия. Этот показатель соответствует посадки автомобильной шины.
  5. Буква H обозначает наличие одного хампа или выступа на ободе.
  6. Аббревиатура PCD 5×130, где цифра 5 указывает на количество сверлений для крепежа гаек или болтов и число 130 обозначает их диаметр PCD в миллиметрах.
  7. Маркировка ET60 указывает на дисковый вылет. В этой ситуации показатель составляет 60 мм.
  8. Значение DIA 71.60 обозначает диаметр центрового сверления. Обычно, DIA соответствует посадки ступицы и обозначается в миллиметрах. Если показатель DIA больше диаметра ступицы, тогда для установки диска используется центровочное кольцо для посадки.

К маркировке также прилагается информация:

ISO, SAE, TUV – эти аббревиатуры указывают на организации, выполнявшие проверку колесного изделия, аналогично российскому ГОСТ. Также обозначаются стандарты, которые соответствует маркировке колеса.

Maxload указывает допустимую нагрузку на автомобильное колесо. Этот показатель обозначается в килограммах и фунтах.

Читайте также:  Как балансировать тормозные диски

Что обозначает параметр 700c?

Такое обозначение используется для больших типов колес на внедорожники и Нивы. Согласно принятой классификации ISO, этот показатель составляет 29 дюймов. Обычно колеса с параметрами 700c используются для гонок по бездорожью.

За счет использования 29 дюймовых колес:

  • улучшаются показатели управления;
  • снижается тормозной путь на грунтовых поверхностях и повышается аэродинамика;
  • увеличивается проходимость авто по мягким грунтам и пескам;
  • появляется возможность установки мощных тормозов.

Чтобы подобрать диски, соответствующие тому или иному типу автомобиля, рекомендуется определить диаметр колеса и проанализировать маркировку, указанную на ободе. Также не стоит забывать и о том, что от этого элемента в конечном счете зависит безопасная езда на автомобиле.

Источник: kolesadom.ru

Расшифровка маркировки колесных дисков

Колесный диск является одной из самых ответственных деталей, связывающих автомобиль с дорогой через шину. При замене резины или покупке новых дисков, зачастую возникает необходимость узнать парметры колеса. Расшифровка маркировки дисков и других обозначений на них поможет разобраться со всеми параметрами и характеристиками ваших колес.

Большинство характеристик колесных дисков влияет на безопасность езды и длительность безотказной работы подвески. При выборе дисков необходимо выяснить, модели с какими характеристиками допускаются к использованию на вашем авто. Только при соответствии всех требований их можно устанавливать на машину.

На нашем сайте уже есть инструкция по расшифровке маркировки шин, а сейчас мы объясним, как расшифровать маркировку на колесных дисках.

Также Вам может пригодиться наш визуальный шинный калькулятор.

Умение читать маркировку колесных дисков помогает безошибочно подобрать подходящие колеса к автомобилю. Важно лишь правильно распознать нанесенные на диске обозначения, чтобы не ошибиться с их верной расшифровкой.

Маркировка дисков

Штампованные и литые диски для легковых автомобилей имеют одно и то же стандартное обозначение (маркировку). Сертификация дисков на территории стран ЕС осуществляется согласно UN/ECE 124.

В качестве примера можно расшифровать один из вариантов маркировки колесного диска: 7,5 J х 15 Н2 5х100 ЕТ40 d54.1

Расшифровка данной маркировки будет следующей:

Ширина обода (rim width)
Цифра 7,5 в примере маркировке указывает расстояние между внутренними краями обода в дюймах. Этот показатель учитывается при выборе покрышек, т. к. у каждой шины есть определенный диапазон ширины обода. Лучше всего, когда ширина обода находится в среднем диапазона покрышки.

Тип кромки обода (flange)
Латинская буква J в маркировке диска обозначает форму закраины обода. Это место, в котором диск соединяется с шиной. Среди наиболее распространенных обозначений для легковых автомобилей встречаются: P, D, B, K, JK, JJ, J. Каждая буква скрывает несколько параметров:

  • радиус закругления,
  • форма контура профиля,
  • угол наклона полок,
  • высота полок и т. д.

Чаще всего в современных легковых автомобилях встречается закраина в форме J. Полноприводные модели обычно комплектуются дисками с обозначением типа JJ.

Закраины обода колесного диска оказывают влияние на монтаж шины, массу балансировочных грузиков, устойчивость покрышек к смещению в экстремальных ситуациях. Поэтому, несмотря на внешнее сходство дисков JJ и J, нужно отдавать предпочтение той кромке обода, которую рекомендует автопроизводитель.

Разъемность обода
Знак “х” говорит о том, что обод выполнен в неразъемном виде и представляет собой единое целое, а знак “-” указывает на то, что он состоит из нескольких комплектующих, и его можно разобрать и собрать. Неразъемные диски отличаются от разборных конструкций легкостью и большей жесткостью.

Колесные диски с ободом “х” предназначены для эксплуатации их с эластичными шинами, что характерно для легковых и небольших грузовых автомобилей. В случае грузовых покрышек, которые отличаются жесткостью, требуются разъемные конструкции дисков. По-другому произвести монтаж шины на колесный диск просто невозможно.

Монтажный диаметр (rim diameter)
Монтажный диаметр – это размер посадочного обода колесного диска под шину.

Монтажный диаметр обычно указывается в дюймах (в нашем примере – это цифра 15). В обиходе автомобилисты ещё называют его радиусом диска. При подборе шины этот показатель обязательно должен совпадать с её монтажным размером.

Стандартными значениями монтажных диаметров диска для легковых автомобилей и кроссоверов будут величины от 13 до 21.

Кольцевые выступы или подкаты (hump)
Обозначение Н2 расшифровывается следующим образом. Кольцевые выступы (хампы) находятся с 2 сторон диска. Эти подкаты предназначены для фиксации бескамерной шины на колесном диске. Они препятствуют оттоку воздуха в случае внешнего воздействия на покрышку. Применяются и другие обозначения:
Н – хамп имеется только с одной стороны,
FH – подкат имеет плоскую форму (Flat Hump),
AH – у выступа асимметричная форма (Asymmetric Hump) и т. д.

Расположение крепежных отверстий (Pitch Circle Diameter)
В маркировке 5х100 первая цифра указывает количество отверстий в колесном диске. Число 100 обозначает диаметр окружности, на которой размещаются крепежные отверстия.

  • Количество крепежных отверстий для легковых автомобилей обычно колеблется от 4 до 6 штук.
  • Стандартными значениями диаметра окружности будут 98 ÷ 139,7.

Определить на глаз соответствие размера ступицы и диска не всегда удается. А установка диска 98 вместо 100 может привести к перекосу колеса, что станет причиной биения, а также самопроизвольного откручивания болтов.

Вылет диска (ET, Einpress Tief)
Вылет диска представляет собой расстояние между плоскостью прикосновения диска со ступицей и плоскостью, которая проходит через центр поперечного сечения колесного диска. Величина выражается в миллиметрах, а вылет бывает как положительным (ЕТ40), так и отрицательным (ЕТ-30).

Этот показатель должен соответствовать рекомендациям автопроизводителя, иначе в экстренной ситуации, силы, действующие на подвеску, могут разломать диск.

Диаметр посадочного отверстия (hub diameter, DIA)
Центральное (ступичное) посадочное отверстие колесного диска указывается в миллиметрах, например d54.1. Диаметр посадочного отверстия в легковых автомобилях колеблется от 50 до 70 мм. Очень важно точно подбирать диск в соответствии с посадочным пояском ступицы автомобиля.

Даже при незначительных отклонениях одного из параметров колесного диска от требований автопроизводителя появляется угроза ускоренного износа шины, что может привести к её разрушению в экстремальной ситуации (высокая скорость, резкое торможение, крутой вираж).

При остановке машины по вине двигателя, можно вызвать эвакуатор, мастера или уехать за помощью на “попутке”. А вот когда на высокой скорости происходит разрыв покрышки или отрывается колесо от ступицы, это создает опасность жизни водителя, пассажирам и другим участникам дорожного движения. Поэтому колеса всегда должны быть в исправном состоянии и находиться под постоянным контролем водителя.

Источник: unit-car.com