Как покрасить заземляющую шину

Цвет проводников в кабеле по ПУЭ 7, ГОСТ Р 50462 и ГОСТ 31996

Согласно ПУЭ 7

(Правила устройства электроустановок в седьмой редакции) применяются следующие цвета проводников (жил):

п.1.1.29. Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или
неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям».

Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах

Согласно ГОСТ Р 50462

(ГОСТ Р 50462-2009 (МЭК 60446:2007) Базовые принципы и принципы безопасности для интерфейса «человек-машина», выполнение и идентификация. Идентификация проводников посредством цветов и буквенно-цифровых обозначений)

В соответствии с таблицей А.1 приложения А. (ознакомиться с оригиналом таблицы)

Электрическая цепь переменного тока

  • Фазный проводник однофазной цепи — Коричневый
  • Фазный проводник 1 трехфазной цепи — Коричневый
  • Фазный проводник 2 трехфазной цепи — Черный
  • Фазный проводник 3 трехфазной цепи — Серый
  • Заземленный фазный проводник однофазной цепи — Синий
  • Заземленные фазные проводники трехфазной цепи — Синий
  • Нейтральный проводник — Синий

Электрическая цепь постоянного тока

  • Положительный полюсный проводник — Коричневый
  • Отрицательный полюсный проводник — Серый
  • Заземленный положительный полюсный проводник- Синий
  • Заземленный отрицательный полюсный проводник- Синий
  • Средний проводник- Синий

Защитные проводники и проводники, совмещающие функции защитных проводников:

  • Защитный проводникЖелто — зеленый
  • PEL-проводник — Желто — зеленый
  • PEM-проводник — Желто — зеленый
  • PEN-проводник — Синий
  • Защитный проводник уравнивания потенциалов — Желто — зеленый

Согласно ГОСТ 31996

(ГОСТ 31996-2012 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия)

В соответствии с таблицей 4 п.5.2.1.10 (ознакомиться с оригиналом таблицы).

При производстве кабелей по данному ГОСТу цвета в жилах будут следующие:

  • Двухжильный кабель (2 жилы) — Серый* и Синий
  • Трехжильный кабель (3 жилы) — Серый* , Синий и Зеленый- желтый
  • или трехжильный кабель (3 жилы) — Серый* , Коричневый и Черный
  • Четырехжильный кабель (4 жилы) — Серый* , Коричневый , Черный и Зеленый- желтый **
  • или четырехжильный кабель (4 жилы) — Серый* , Коричневый , Черный и Синий
  • Пятижильный кабель (5 жил) — Серый* , Коричневый , Черный, Синий и Зеленый- желтый **

Примечание: * — или натуральный цвет; **- по согласованию с заказчиком

Источник: buildingclub.ru

Каким цветом красить заземление

Записки технократа

Личный wiki-дневник по КИПиА, ремонту электронике, рацухам и программированию!

Согласно п. 2.7.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – ПТЭЭП), утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, открыто проложенные заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии и окрашены в чёрный цвет .

В соответствии с п. 5.1 ГОСТ Р 50462-2009 «Идентификация проводников посредством цветов и буквенно-цифровых обозначений» идентификация посредством цвета или меток не требуется для открытых проводящих частей , используемых в качестве защитного проводника.

Так как открыто проложенные заземляющие проводники не требуют цветовой идентификации согласно ГОСТ Р 50462-2009 , то в соответствии с требованиями п. 2.7.7 ПТЭЭП они должны быть окрашены в чёрный цвет. В остальных случаях необходимо руководствоваться требованиями п. 1.1.29 ПУЭ.

Но тут есть противоречия, с которыми можно не согласиться:

Заземляющие проводники не являются открытыми проводящими частями. Они являются защитными проводниками. Поэтому их следует маркировать желто-зеленым цветом, как указано в п. 5.3.2 ГОСТ Р 50462.

Требования ПТЭЭП, противоречат требованиям ГОСТ Р 50462. Черный цвет применяют для обозначения линейных проводников.

Таким образом внутренний контур заземления лучше всего окрашивать в цвет защитного проводника, а это желто-зеленый.

Согласно ПУЭ 7

(Правила устройства электроустановок в седьмой редакции) применяются следующие цвета проводников (жил):

п.1.1.29. Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или
неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям».

Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах

Согласно ГОСТ Р 50462

(ГОСТ Р 50462-2009 (МЭК 60446:2007) Базовые принципы и принципы безопасности для интерфейса «человек-машина», выполнение и идентификация. Идентификация проводников посредством цветов и буквенно-цифровых обозначений)

В соответствии с таблицей А.1 приложения А. (ознакомиться с оригиналом таблицы)

Электрическая цепь переменного тока

  • Фазный проводник однофазной цепи — Коричневый
  • Фазный проводник 1 трехфазной цепи — Коричневый
  • Фазный проводник 2 трехфазной цепи — Черный
  • Фазный проводник 3 трехфазной цепи — Серый
  • Заземленный фазный проводник однофазной цепи — Синий
  • Заземленные фазные проводники трехфазной цепи — Синий
  • Нейтральный проводник — Синий

Электрическая цепь постоянного тока

  • Положительный полюсный проводник — Коричневый
  • Отрицательный полюсный проводник — Серый
  • Заземленный положительный полюсный проводник- Синий
  • Заземленный отрицательный полюсный проводник- Синий
  • Средний проводник- Синий

Защитные проводники и проводники, совмещающие функции защитных проводников:

  • Защитный проводникЖелто — зеленый
  • PEL-проводник — Желто — зеленый
  • PEM-проводник — Желто — зеленый
  • PEN-проводник — Синий
  • Защитный проводник уравнивания потенциалов — Желто — зеленый

Согласно ГОСТ 31996

(ГОСТ 31996-2012 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия)

В соответствии с таблицей 4 п.5.2.1.10 (ознакомиться с оригиналом таблицы).

При производстве кабелей по данному ГОСТу цвета в жилах будут следующие:

  • Двухжильный кабель (2 жилы) — Серый* и Синий
  • Трехжильный кабель (3 жилы) — Серый* , Синий и Зеленый- желтый
  • или трехжильный кабель (3 жилы) — Серый* , Коричневый и Черный
  • Четырехжильный кабель (4 жилы) — Серый* , Коричневый , Черный и Зеленый- желтый **
  • или четырехжильный кабель (4 жилы) — Серый* , Коричневый , Черный и Синий
  • Пятижильный кабель (5 жил) — Серый* , Коричневый , Черный, Синий и Зеленый- желтый **

Примечание: * — или натуральный цвет; **- по согласованию с заказчиком

Читайте также:  Какие шины подходят на киа рио 2013

Всем привет. Коллеги подскажите, в какой цвет красить тяги и рукоятки главных и заземляющих ножей РЛНД, установленного на отпайке ВЛ? P.S. В ПУЭ и ПТЭЭП указаны требования только к разъединителям РУ и подстанций, конкретно по ВЛ ничего нет. Заранее спасибо за ответы

КОММЕНТАРИЕВ (13)

Похожие посты

При заземлении срабатывает узо. Что делать?

  • Автор: Иван Титаренко
  • 27 июня 03:25 31 комментарий

Начал выбивать узо. При включении электрокотла отключил землю. Все работает отлично. Потенциала на корпусе нет, только подключаю землю сразу — сработка узо. Что посоветуете?

Является ли это нарушением?

  • Автор: Караваев Никита
  • 27 июня 02:15 5 комментариев

Здравствуйте Подскажите пожалуйста) Хрущёвка, Счётчик, вводной автомат и отходящие на розетки и освещение автоматы в подъезде Проводка алюминий Хочу щиток с автоматами поставить в квартире В подъезде останется вводной автомат и счётчик 1)Можно ли после счетчика поставить 2p автомат и с него уже пустить кабель в квартиру 2)допускается ли на вход автомата подключить алюминиевый провод (от счётчика) А на выход медный (в квартиру) 3)заземления нет Сосед ,кабель заземления прикрутил к корпусу щитка Не является ли это нарушением?

Посоветуйте правильно подобрать селективнре УЗО

  • Автор: Лиза Цветкова
  • 19 июня 07:44 25 комментариев

Господа электрики) Нужна помощь советом. Есть 3 фазы, 15 кВт. Дом деревянный. Заземление (контур) около дома. ВВОДНОЙ автомат 25А: УЗО четырехполюсное 63А,селективное,противопожарное:12 автоматов 10А и 16А и 2 дифавтомата 16А 0.03 мА. Посоветуйте правильно подобрать селективнре УЗО.

Нужно ли заземлять расходомер-счётчик электромагнитный Взлёт тэр, если на него приходит питание 17В?

  • Автор: Вячеслав Кроник
  • 19 июня 05:26 2 комментария

Доброго времени суток. Хотел уточнить нужно ли заземлять расходомер-счётчик электромагнитный Взлёт тэр, если на него приходит питание 17В. В инструкции по монтажу написано: Необходимость защитного заземления прибора определяется в соответствии с требованиями главы 1.7. ПУЭ в зависимости от напряжения питания и условий размещения прибора.

Когда замыкаешь ноль с фазой то узо выбивает! Почему?

  • Автор: Александр Федорин
  • 19 июня 04:10 8 комментариев

Всем привет, такой вопрос, стоит узо вводное селективное 0,3а,пока идут строительные работы, решил откинуть землю, что-бы не выбивало узо! Но когда замыкаешь ноль с фазой(автомат отключён) то узо выбивает! Почему?

Как провести заземление в частном доме? К чему?

  • Автор: Александр Иванченко
  • 14 июня 04:20 5 комментариев

Здравствуйте как провести заземление в частном доме, к чему подвести провод в щетке, к шине? Объясните пожалуйста

В квартире около 30 розеток. В стене проложено алюминий 2 жилы. Есть ли способы провести землю без штробления и замены провода?

  • Автор: Николай Минеев
  • 12 июня 22:18 21 комментарий

Стояки ппл. Должна быть заземлительная шина где-то в санузле, это мы знаем. Но в квартире хороший ремонт, розеток много. Есть еще какие-нибудь варианты?

Если владелец ТП 6/0,4 физ.лицо, то какие требования предъявляются к нему при вводе и дальнейшей эксплуатации подстанции.

  • Автор: Алексей Ермоленко
  • 12 июня 06:37 8 комментариев

Уважаемые коллеги, подскажите, если владелец ТП 6/0,4 физ.лицо, то какие требования предъявляются к нему при вводе и дальнейшей эксплуатации подстанции. ПТЭЭП исключают таких лиц из действий Правил. Чем руководствоваться?

Подскажите длину и ширину подстанции 220/6 кВ или 220/10 кВ, 220/35 кВ?

  • Автор: Дмитрий Давыдов
  • 10 июня 17:44 5 комментариев

Доброго времени суток. Подскажите длину и ширину подстанции 220/6 кВ или 220/10 кВ, 220/35 кВ?

Требуется сделать заземлитель, у DKS есть готовые комплекты?

  • Автор: Геннадий Вдовин
  • 17 мая 10:55 13 комментариев

Здравствуйте! Требуется сделать заземлитель, у DKS есть готовые комплекты для вбивания в земли или уже не заморачиваться и вбить обычную трубу?

Источник: moreremonta.info

Обозначения цветов изоляторов шин РЕ и N, назначение и определение шин , а так же схемы соединения шин РЕ и N

Вернутся в раздел:

В этой статье автор сайта разъясняет обозначения цветов изоляторов шины заземления РЕ и нулевой рабочей шины N, цвет фазной шины, назначение и определение шин РЕ и N, а так же схемы соединения шин.

Для начало обратимся к ПУЭ за определением и назначением шин РЕ, N и PEN:

Проще говоря: зануление (нулевой рабочий проводник), это преднамеренного электрического соединения проводящих открытых частей электроустановок с наглухо заземленной точкой, необходимое для работы электрооборудования в нормальном режиме, а также выполняется в целях электробезопасности и обозначается буквой N. Нулевой защитный РЕ-проводник используется в данном случае для соединения открытых частей пользователя электрической энергии с заземленной нейтральной точкой источника. Защитный РЕ-проводник предназначен исключительно для целей электробезопасности и маркируются соответственно буквенным обозначение РЕ.

Цветное обозначение нулевых, защитных и фазных изоляторных шин:

Важное значение имеет правильное цветовое обозначение изоляторов шин PEN — нулевой и защитной, также фазной шины. Здесь идет настоящая путаница как в инете, так и в рекламе интернет-магазинов, так и в специализированных магазинах по продаже электрооборудования. Надо заметить и не зря, в соответствии с “Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация” и “Номенклатурой продукции, подлежащей декларированию соответствия” изоляторы для установки нулевых шин серий ИУ-101, ИД-101 и другие им подобные, не относятся к объектам обязательной сертификации Системы сертификации ГОСТ Р, и их обязательная сертификация в Системе сертификации ГОСТ Р не предусмотрена, а также не относятся к объектам, соответствие которых установленным требованиям осуществляется путем принятия изготовителем декларации соответствия.

И все таки, изоляторы для установки нулевых шин применяются для монтажа нулевых шин на ДИН-рейку 35 мм (Рис. 1), либо на монтажную панель, специальные рейки в распределительных щитах. А также выполняют изоляционную функцию. Изоляторы выполнены из полипропилена и представлены в разной цветовой гамме. Это позволяет применять цветную маркировку при монтаже нулевых рабочих проводников (N) и проводов заземления (РЕ). При этом существенно упрощается идентификация проводов и обслуживание щита. Согласно общепринятым обозначениям можно маркировать нулевую (N) шину синими изоляторами, фазную шину – зелеными , шину заземления (PE) – желтыми .

Читайте также:  Вулканизация шин как это

Цветовая маркировка изоляторов:

изолятор шины защитного заземления (PE) – цвет жёлтый, крепление на Din-реку 35 мм., серии ИД 101-09

изолятор фазной шины (I) – цвет зелёный, крепление на Din-реку 35 мм., серии ИД 101-10

изолятор шины защитного заземления (PE) – цвет жёлтый, крепление угловое, серии ИУ 101-09

изолятор шины зануления рабочая (N) – цвет синий, крепление угловое., серии ИУ 101-08

изолятор фазной шины (I) – цвет зелёный, крепление угловое, серии ИУ 101-10

Не путайте расцветку трёхфазной цепи с однофазной, у трёхфазной цепи: A — жёлтый цвет, B — зелёныё цвет, C — красный цвет, нулевой (рабочий проводник, соединение нейтрали в трёхфазной цепи) N — синий цвет и защитный проводник РЕ — желто — зелёный цвет. В однофазной цепи по правилам ПУЭ допускается использования цвет фазного проводника: красного, оранжевого, розово-белого, серого, фиолетового и бирюзового цвета.

Подробнее о расцветки проводов смотрите в следующей статье: Выбор провода, кабеля и шин.

Схемы соединения заземления TN-C:

Рис. 2 Схема системы соединения TN-C

На схеме функции нулевого защитного и нулевого рабочего проводников обеспечиваются одним общим проводником РЕN (Рис. 2).

Вернутся в раздел:

Данная статья публикуется как черновой вариант, материал будет пополнятся, следите за обновлениями.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник: energetik.com.ru

Установка, присоединие и окраска шин

Установка и крепление шин.

Заготовленные шины после их маркировки соответственно эскизам замеров доставляют на место установки. Шины должны быть расположены симметрично и в одной плоскости. Такое расположение их не только придает опрятный вид установке, но и облегчает персоналу ее эксплуатацию. Нельзя приближать шины к заземленным частям установки или к шинам другой полярности на расстояния меньшие, чем допускается нормами.

Для прокладки шин изготовляют: сжимы и шинодержатели на плоскость и ребро, шинные компенсаторы, междушинные распорки, переходные пластины.

При непосредственном креплении требуется точная разметка шин и сверление или выдавливание в них овальных отверстий. При креплениях шинодержателями не требуется сверлить или выдавливать отверстия в шинах, что значительно упрощает монтаж. Шинодержатели и сжимы при переменном токе более 600 А не должны создавать замкнутого магнитного контура вокруг шин. Для этого одну из накладок или все стяжные болты, расположенные по одной из сторон шины, выполняют из немагнитного материала либо устанавливают шинодержатель, конструкция которого не образует замкнутый магнитный контур.

Монтаж заготовленных шин выполняют в такой последовательности: устанавливают шинодержатели на опорных изоляторах; раскладывают шины и выверяют их положение в шинодержателях; соединяют участки сборных шин с компенсаторами; устанавливают, выверяют и присоединяют ответвления; при необходимости вторично окрашивают выправленные шины.

Сборные шины выверяют по продольной оси натянутой по ней стальной проволокой. Кроме того, проверяют горизонтальность каждого участка шин с помощью рейки и уровня.

Рис. 3. Способы крепления шин РУ:
а — однополосных плоским болтом, б — однополосных плоскими болтами и планкой, в — круглых на головке изолятора скобой, г — многополосных плоских плашмя в шинодержателях, д — многополосных плоских на ребро в шинодержателях; 1 — шина, 2, 4 — пружинящая и нормальная стальная шайбы, 3 — болт, 5,6,9 — стальные планка, скоба и вкладыш, 7 — верхняя планка из стали или немагнитного материала, 8 — шпилька, 10 — нижняя планка, 11 — прокладка из электрокартона

Шины крепят плашмя или на ребро на изоляторах болтами, скобами или в шинодержателях (рис. 3, а—д). Чтобы при большой длине шин избежать деформаций из-за линейных расширений, устанавливают компенсаторы, состоящие из набранных в пакет тонких (0,1—0,25 мм) медных или алюминиевых (соответственно материалу шин) лент, суммарное сечение которых равно сечению шины. Ленты по концам, сваренные в общий монолит, как правило, приваривают встык в месте разреза шин. Кроме того, для возможности перемещения шины в месте крепления из-за температурных изменении в ней проштамповывают овальное отверстие.

Присоединение шин к контактным зажимам (выводам) аппаратов.

Существует несколько способов присоединения шин к выводам аппаратов в зависимости от конструкции выводов и материала шин: одноболтовое и многоболтовое непосредственное с помощью сквозных болтов с гайками и шайбами; гаечное непосредственное (шину зажимают между двумя контактными гайками, навернутыми на нарезной токопроводящий стержень аппарата); через плоские медно-алюминиевые переходные пластины. В последнее время для присоединения к зажимам аппаратов алюминиевые шины оконцовывают пластинами из сплава АД31Т1, которые по сравнению с медно-алюминиевыми пластинами исключают расход меди и уменьшают материальные затраты.

К плоским выводам аппаратов непосредственно присоединяют медные, алюминиевые и стальные шины; к выводам, выполненным в виде нарезного стержня,— медные шины. Таким же способом, но с помощью специальных медных или латунных гаек увеличенных размеров подключают алюминиевые шины, если номинальный ток аппарата не более 600 А. Контакт плоских алюминиевых шин с медными стержневыми выводами аппарата на токи 600 А и более осуществляют специальными медно-алюминиевыми переходными пластинами. Последние используют также для всех присоединений в помещениях, где окружающая среда содержит большое количество влаги или активных газов, вызывающих усиленное окисление в местах непосредственных контактов алюминия с медью.

Медно-алюминиевая пластина состоит из отрезков медной и алюминиевой шин, сваренных встык на сварочной машине. Пластину алюминиевой частью приваривают к алюминиевой шине, а в медной части сверлят отверстия соответственно диаметру присоединительного болта.

Контактные поверхности в местах присоединения шин к выводам аппаратов должны быть тщательно обработаны на специальном шиношлифовальном или шинофрезерном станке при заготовке в мастерских. Как исключение допускается обработка плоскости контакта полудрачевым напильником. Плоскость контакта необходимо проверять угольником. Между ребром угольника и плоскостью не должно быть просветов. В зазор между контактными поверхностями после присоединения не должен входить стальной щуп толщиной 0,05 мм.

На подсоединениях к зажимам аппаратов следует применять контрящие приспособления. При использовании тарельчатых пружин контрящие приспособления не ставят. Некоторые присоединения алюминиевых шин показаны на рис. 4, а—в.

Рис. 4. Присоединения алюминиевых шин к выводу аппарата:
а — плоскому через пластину МА, б — медному стержневому через пластину МА, в — медному через пластину АП; 1 — вывод аппарата, 2, 3, 5 — стальные гайки, шайба и болт, 4 — переходная пластина

Читайте также:  Какие предметы можно использовать в качестве иммобилизирующей шины

Окраска шин.

Поверхности шин РУ окрашивают равномерно без наплывов и подтеков по всей длине эмалевой или масляной краской. Однополосные шины окрашивают со всех сторон, многополосные в сухих помещениях — по наружным поверхностям, в помещениях сырых, с повышенной влажностью или с химически активной средой — каждую шину в отдельности со всех сторон.

Шины окрашивают в следующие цвета: при постоянном токе положительную шину (+) — в красный, отрицательную (—) — в синий и нейтральную — в белый; при переменном токе фазу А — в желтый, В — в зеленый и С — в красный. Нулевые шины при изолированной нейтрали окрашивают в голубой, а при заземленной — в зелено- желтый (двухцветный), резервную — в цвет резервируемой фазы.

В каждой электроустановке одноименные шины должны иметь одинаковую окраску. В закрытых РУ при переменном трехфазном токе сборные шины при вертикальном расположении окрашивают соответственно: верхнюю шину А — в желтый цвет, среднюю В — в зеленый и нижнюю С — в красный.

При расположении сборных шин горизонтально, наклонно или по прямоугольнику шину А (наиболее удаленную от персонала) окрашивают в желтый цвет, среднюю В — в зеленый и ближайшую к персоналу С — в красный. Ответвления от сборных шин должны быть окрашены Так: левая шина А — в желтый, средняя В — в зеленый, правая С — в красный, если смотреть на шины из коридора обслуживания.

Окраске не подлежат: токоведущие части аппаратов; места болтовых соединений шин и их присоединения к выводам аппаратов, а также участки шин длиной не менее 10 мм от мест соединений, места для контроля температуры, предусматриваемые вблизи контактов, покрытых термоскопической краской; места наложения на шины переносных заземлений для производства ремонтных работ. Места для присоединения заземлений должны иметь длину, равную ширине шины (но не менее 50 мм), и быть окаймлены по обе стороны контактной поверхности черными полосками шириной 10 мм.

Источник: energoboard.ru

Об ошибках в требованиях п. 1.1.29 и 1.1.30 ПУЭ 7-го изд.

Процитированные требования содержат многочисленные ошибки. Во-первых, грубой ошибкой следует считать требование п. 1.1.30, предписывающее применять жёлтый цвет и зелёный цвет для идентификации двух фазных шин. ГОСТ Р 50462–92, который действовал с 1 января 1994 г. до 31 декабря 2010 г., запрещал применение отдельно жёлтого цвета и зелёного цвета, если возможна путаница с жёлто-зелёным цветом. Заменивший его ГОСТ Р 50462–2009, который действует до 30 сентября 2016 г., запретил применять для идентификации проводников отдельно жёлтый цвет и зелёный цвет. Аналогичный запрет содержит новый ГОСТ 33542 (см. https://y-kharechko.livejournal.com/18503.html).
Использование для идентификации фазных шин жёлтого и зелёного цветов создаёт в низковольтных электроустановках условия, при которых можно перепутать защитные шины с жёлто-зелёной маркировкой и фазные шины с жёлтой или зелёной расцветкой. При этом возрастает вероятность ошибочного подключения к фазным шинам защитных проводников электропроводок и, как следствие – появление напряжения на открытых проводящих частях электрооборудования класса I, прикосновение к которым становится смертельно опасным для человека.
Во-вторых, шины, представляющие собой один из вариантов исполнения проводников, обычно применяют в низковольтных распределительных устройствах, которые производят и сертифицируют согласно требованиям национальных стандартов, установивших что цветовая идентификация проводников должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50462–92 или ГОСТ Р 50462–2009.
В-третьих, одновременное использование синего и голубого цветов для идентификации полюсной и средней шин неизбежно приведёт к опасной путанице, поскольку полюсная шина может находиться под напряжением 110, 220, 440 В и более, а средняя шина находится под напряжением, практически равным нулю. Более того, ГОСТ Р 50462–92 рассматривал синий и голубой цвета в качестве одного цвета.
В-четвёртых, в процитированных требованиях использованы понятия «однофазный ток» и «трёхфазный ток», что является грубой ошибкой. Однофазными и трёхфазными могут быть электрические системы, электрические сети, электрические установки, электрические цепи и электрическое оборудование. Электрический ток согласно ГОСТ Р 52002–2003 «Электротехника. Термины и определения основных понятий» может быть переменным, постоянным, пульсирующим и синусоидальным.
В-пятых, в рассматриваемых требованиях, сформулированных для электрических цепей постоянного тока, упомянута нулевая рабочая шина. Однако нейтральные проводники и, в том числе, шины применяют в электрических цепях переменного тока. В электрических цепях постоянного тока используют средние проводники. Поэтому указанная шина должна быть поименована средней шиной.
В-шестых, фазные проводники в требованиях обозначены буквами «А, В, С». Однако в стандартах МЭК и разработанных на их основе национальных стандартах фазные проводники обозначают иначе – «L1, L2, L3».
В-седьмых, анализируемые требования сформулированы для электроустановок напряжением до 1 кВ, а стандарты МЭК и соответствующие им национальные стандарты устанавливают требования к низковольтным электроустановкам, функционирующим при напряжении до 1000 В переменного тока и до 1500 В постоянного тока включительно.
В-восьмых, в требованиях применена устаревшая терминология, не соответствующая терминологии ГОСТ 30331.1 (см. https://y-kharechko.livejournal.com/4077.html).
Появление ошибок в требованиях к цветовой и буквенно-цифровой идентификации проводников объясняются следующими причинами. Требования п. 1.1.29 ПУЭ 7-го изд. были сформулированы на основе требований ГОСТ Р 50462–92, а требования п. 1.1.30 ПУЭ 7-го изд. были переписаны из п. 1.1.29 ПУЭ 6-го изд. образца 1985 г. Таким образом, общепринятые принципы цветовой идентификации проводников, установленные Международной электротехнической комиссией и содержащиеся в требованиях ГОСТ Р 50462–92, ГОСТ Р 50462–2009 и других национальных стандартов, разработанных на основе стандартов МЭК, до сих пор не получили своего корректного отражения в требованиях ПУЭ. Хотя 23 лет, прошедших с момента введения в действие ГОСТ Р 50462–92 и сменившего его ГОСТ Р 50462–2009, было более чем достаточно для корректировки всей национальной нормативной документации и, тем более, правильного формулирования анализируемых требований в главе 1.1 ПУЭ 7-го изд.

Заключение. Требования, изложенные п. 1.1.29 и 1.1.30 ПУЭ 7-го изд., необходимо заменить следующим:
Цветовую и буквенно-цифровую идентификацию проводников в электроустановках следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 33542–2015.

Источник: y-kharechko.livejournal.com