Как измерить остаточный протектор шины

mixArmaGEDoN › Блог › Как оценить износ протектора шины?

Как оценить износ протектора шины?

Как правило, продавая подержанные покрышки, продавцы заманивают покупателя низким значением износа, называя виртуальные проценты — 10, 20 или 30. На поверку же, фактический износ в абсолютном большинстве случаев оказывается больше, чем было заявлено. Часто это связано даже не сжеланием обмануть покупателя, а скорее с неправильным подходом к оценке износа протектора шин.
Но главная проблема состоит даже не в абсолютном износе протектора, а в его равномерности — именно характер износа может многое сказать о прошлом шины и о том, годится ли она для дальнейшей эксплуатации.
Правильная оценка износа шин пригодится не только при покупке резины б/у, но и при принятии решения о том, не пора ли заменить шины на новые.

Насколько изношена шина?

О чем говорит высота протектора шины?Самый распространенный критерий, по которому обычно назначают цену и определяют потребительскую привлекательность подержанных шин – высота протектора. Высота безусловно важна, но нужно также понимать, что у разных шин разная высота протектора изначально (когда они новые), а главное – у разных шин разная предельная высота износа (высота протектора, при которой шина уже теряет практически все важные характеристики). Наиболее заметны эти отличия у зимних и летних шин.
Возьмём для примера две шины, одна летняя дождевая скоростная, другая зимняя со скандинавским типом протектора. Материал, из которого делают летние шины гораздо твёрже резины для зимних шин, кроме того (если речь не идет о летней внедорожной резине), для зимних шин гораздо актуальнее высота протектора с точки зрения способности «зацепиться» за грунт, укрытый слоем снега. Кроме того, для езды на больших скоростях по асфальту высокий протектор является скорее помехой, чем помощником.

Исходя из этих различий, летняя скоростная шина изначально имеет протектор высотой 6-8 мм, тогда как зимняя шина со скандинавским рисунком протектора обычно имеет высоту протектора 9-11 мм. При этом понятно, что при прочих равных условиях, зимняя шина будет изнашиваться быстрее летней за счет более мягкой резины и меньшей площади наружной поверхности шашек протектора (что увеличивает нагрузку на единицу этой площади в контексте износа).
С точки зрения безопасности в наиболее типичных сезонных условиях (сухое твердое покрытие), для зимних шин наиболее критичным является наличие и качество поперечных ламелей в шашках протектора (так называемые «липучки», которые обеспечивают сокращение тормозного пути и курсовую устойчивость). В летней же шине главным является просто наличие протектора, поскольку его уменьшение до определённого уровня будет просто снижать способность шины противодействовать аквапланированию.
Если из возможных условий эксплуатации автомобиля исключить экстремальное вождение (а его при размышлениях о покупке шин б/у исключить придется в любом случае), а также учесть тот факт, что поперечные ламели на зимних шинах технологически не могут быть прорезаны до основания протектора и обычно имеют глубину 4-5 мм, то в сухом остатке получается следующее: если летняя шина с износом 50% еще может рассматриваться, как пригодная для эксплуатации какое-то время, то зимняя шина с износом 50% и высотой протектора 5-6 мм, но со стёртыми ламелями, фактически уже непригодна для безопасной эксплуатации в зимних условиях, не смотря на большую, в сравнении с летней, высоту протектора.

Как посчитать реальный износ протектора шины?
Как посчитать реальный износ протектора шины?Что может быть проще, спросите Вы? Делим фактический остаток высоты протектора на его изначальную высоту, и получаем… Да ничего мы так не получим, на самом деле, хотя продавцы б/у резины (в лучшем случае) считают износ именно так. А не получим прежде всего потому, что эта формула имела бы смысл только в том случае, если бы Вы могли «докатать» шину до «нуля», а это невозможно.

Производители шин, как правило, ставят в протекторе сигнальные метки, высотой 1,6 мм, достижение которых уже официально означает, что шина полностью непригодна для дальнейшей эксплуатации. Правила дорожного движения (ПДД) запрещают эксплуатацию шин с остаточной высотой протектора менее 2 мм. Ездить на резине с меньшим протектором не только незаконно, но и крайне небезопасно. А если речь о зимних шинах, то реальный «ноль» ещё больше – 3-4 мм в зависимости от типа протектора и условий эксплуатации.

Поэтому, для определения реального износа шины, пользоваться следует формулой:

Z – реальный процент износа шины в процентах (обратите внимание, износа, а не остатка!). Остаток в процентах – это 100- Z

Hn – высота протектора новой шины данной модели и типоразмера.

Hf – фактическая высота протектора (минимальная по результатам всех измерений на обоих шинах, которые планируется установить на одну ось)

Hmin – минимальная допустимая высота протектора для данной шины.

Далеко не всегда Вам удастся узнать, какая высота протектора была на новой шине нужной модели (Hn), поэтому, исходя из различий разных типов шин по высоте нового протектора, для определения износа ориентироваться нужно на следующие усредненные показатели:

1. Для зимних шин со скандинавским рисунком (резина повышенной проходимости, в т.ч. шипованная) Hn = 10 мм.
2. Для зимних шин с классическим и ассимеричным протектором, Hn = 9 мм.
3. Для скоростных зимних шин (рисунок протектора напоминает летний) Hn = 7 мм.
4. Для летних шин с классическим протектором и повышенной сопротивляемостью к аквапланированию (дождевые шины) — Hn = 8 мм
5. Для скоростных летних покрышек Hn = 7 мм

Для определения фактической высоты протектора (Hf) нужно тщательно измерить обе шины с одной оси и выбрать минимальное значение высоты протектора из всех полученных. (подробнее о неравномерном износе протектора).

Немного сложнее обстоят дела с минимально допустимой высотой протектора (Hmin). Критической отметкой (абсолютный ноль) являются 2 мм из ПДД, но этот показатель применим разве что к летним шинам, да и то не ко всем. Зимняя же шина теряет абсолютное большинство своих характеристик уже к 4 мм (в среднем). Потому реальный Ваш минимум будет находиться где-то в этом диапазоне – от 2 до 4 мм, в зависимости от типа шины, сезонности и Ваших индивидуальных условий эксплуатации. Важно помнить, что резину покупаете Вы и для себя, а поэтому износ Вам придется считать с некоторой долей субъективизма.

Важно также понимать, что методика определения реального износа шины, приведенная выше, предназначена исключительно для определения Вашей индивидуальной целесообразности в покупке той или иной шины б/у, но не для предъявления каких-либо претензий продавцу – Вам скорее всего никогда не удастся его убедить в том, что износ считается так, как тут написано.

О чем говорит неравномерный износ протектора шины?

Как правильно измерить высоту протектора шины?

Это не сложно и для этого сгодится любой подходящий прибор: например, штангенциркуль или линейка с глубиномером. Можно конечно воспользоваться и обычной монетой, но в этом случае точность измерений существенно пострадает, и Вы не сможете получить достоверную картину равномерности износа, что достаточно важно.
Прежде всего, высоту протектора шины нужно измерять как минимум в 6 разных точках (а лучше в 9 или даже 12), по центру и с обоих краев протектора, в разных точках окружности шины. Результаты измерений во всех указанных точках должны совпадать! Неравномерный износ свидетельствует о следующем:
1. По краям шины протектор выше, чем по центру. Это свидетельствует о излишней экономности предыдущего владельца – шина была перекачана длительное время. Соответственно, нагрузка на силовой каркас шины была увеличена, что явно не могло сказаться на общем ресурсе шины. Покупать такую шину не рекомендуется.
2. Протектор выше по центру, чем по краям. Шина систематически недокачивалась. Если нет явных признаков езды на полностью спущенной шине (стерт рисунок с верхней части боковин), скорее всего, на этой шине еще можно ездить, но износ нужно считать по минимальному значению высоты протектора, поскольку при нормальном давлении центр шины износится до уровня краёв очень быстро.
3. Протектор неравномерно изношен по ширине (стёрт один из краёв шины). Такой износ свидетельствует о неисправной подвеске автомобиля (регулировка развала колес). Когда Вы установите такую покрышку на исправный автомобиль, первое время шина будет иметь очень слабое сцепление с дорожным покрытием до тех пор, пока износ не «уравняется» по всей ширине шины. Это должно произойти достаточно быстро, но в этот период придется проявлять предельную осторожность – сильно пострадают и курсовая устойчивость, и тормозной путь. В любом случае износ такой покрышки считается по минимальной высоте протектора.
4. Протектор изношен неравномерно по окружности колеса (в разных точках окружности центральные или боковые шашки имеют разную высоту). Такой износ свидетельствует об «экстремальных» предпочтениях предыдущего владельца. Шина скорее всего видела экстремальные торможения и/или разгоны. Соответственно, такая эксплуатация существенно изменила температурные режимы, что могло повлиять на структуру и состояние резины и каркаса покрышки (общий ресурс шины). Кроме того, шина с неравномерной высотой протектора по окружности обязательно будет иметь статический дисбаланс (который невозможно определить и ликвидировать на балансировочном станке шиномонтажа), что негативно скажется на безопасности и состоянии подвески автомобиля. Эту шину можно смело сдавать в утиль.
5. Стертый рисунок (узор) в верхней части боковины шины (стык с областью протектора – резина «пожевана»). Подобный дефект – результат длительной езды на сильно спущенной шине. При этом, как правило, повреждается силовая часть каркаса покрышки и шина приобретает сильный статический дисбаланс, от которого невозможно избавиться с помощью балансировочных грузов на шиномонтаже. Такая шина в большинстве случаев будет сильно шуметь и создаст в разы повышенную нагрузку на ступичный подшипник. Покупать такую резину, разумеется нельзя, что бы не говорил продавец.
6. Разный износ протектора на двух шинах из пары (с одной оси). В первую очередь в этом случае нужно смотреть на дату производства покрышек, а также номер партии (если указан). Если даты разные – скорее всего, эта пара шин собрана из «запасок». Стоит ли их покупать – решайте сами. Если же даты совпадают – вероятно имела место неисправная подвеска (регулировка схождения колес). В любом случае, разница в высоте протектора более чем в 1 мм уже является серьёзной угрозой неконтролируемого заноса, если такая пара колес будет установлена на переднюю ось автомобиля.

Читайте также:  Какой размер шин на митсубиси лансер 9

Источник: www.drive2.ru

Глубина протектора летних шин

Каждая автопокрышка оснащается специальным рисунком, состоящим из отдельных блоков, продольных и поперечных канавок. В комплексе это называется протектором. Его качество влияет на безопасность вождения в разных погодных условиях. Поэтому глубина протектора шин ― критически значимый показатель для автомобилей любых типов и марок. О том, как определить минимально допустимую остаточную высоту рисунка для своей машины, вы узнаете из этой статьи.

Содержание

Зачем следить за глубиной протектора?

Во время движения автомобиля покрышка должна иметь хорошее сцепление с дорогой. Для достижения этой цели производители шин разрабатывают резину с разным рисунком протектора, который подходит для конкретных условий эксплуатации.

Асимметричные шины обеспечивают маневренность автомобиля при вхождении в повороты. Такая резина подходит для движения на больших скоростях.

Направленные покрышки оптимальны для водителей, предпочитающих умеренный стиль вождения. Эти шины отличаются высоким уровнем эффективности отвода воды из пятна контакта, но немного шумят во время движения.

Симметричная резина считается универсальным вариантом для поездок по городским дорогам и шоссе. Этот тип шин эффективно справляется с аквапланированием и обеспечивает уверенную управляемость автомобиля.

Какой бы стиль езды вы ни предпочитали, и какой бы рисунок протектора ни выбирали для своих летних шин, важно следить за его глубиной. При износе автопокрышки теряют сцепление с дорожным полотном, машина становится менее устойчивой, а движение перестает быть плавным и комфортным, возникают неприятные удары и толчки. Кроме этого, увеличивается тормозной путь шин на мокром асфальте. Дополнительно снижается качество принудительной остановки и в условиях сухой погоды. Это происходит за счет уменьшения веса колеса в результате износа.

Чтобы водители не создавали аварийных ситуаций, законом предусмотрена минимальная высота протектора летних шин ― 1,6 мм для легковых и коммерческих автомобилей массой до 3,5 тонн и 2 мм для грузовых машин и автобусов с 8 и более пассажирскими местами. Зимние изделия имеют несколько другие значения минимально допустимой остаточной глубины до полного износа, так как из-за погоды нуждаются в более высоких показателях сцепления. Все нормативы и требования прописаны в ПДД. Если они не будут соблюдаться и водитель продолжит ездить на изношенной резине, инспектор ГИБДД вправе проверить высоту рисунка протектора специальным прибором и в случае выявления нарушений привлечь к административной ответственности. Частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусмотрен небольшой штраф (всего 500 рублей), но необоснованный риск на дороге может стоить жизни и здоровья.

Как измерить глубину протектора?

Чтобы понять степень износа резины на покрышке, можно воспользоваться разными инструментами:

монетой с достоинством в 10 копеек;

линейкой со штангенциркулем;

Подручные средства для определения степени износа дают лишь приблизительный результат. Для проведения точных замеров лучше использовать линейки и специализированное оборудование. Если же их нет под рукой, опустите 10 копеек ребром в канавку рисунка протектора. В случае когда резина покрывает только орнамент, можно считать, что износ колеса является средним. Если удается заслонить надпись «копеек», шины признаются практически новыми.

При измерении высоты рисунка протектора резины нужно брать несколько контрольных точек на колесе. Износ должен быть равномерным по всей длине и ширине окружности. Если наблюдается явное искажение, стоит посетить шиномонтажную мастерскую для установки правильного угла развала-схождения колес.

Визуальный осмотр также может помочь в определении состояния летней резины. Шины не должны иметь трещин, разрывов и других повреждений. В противном случае нужно срочно менять резину для колес автомобиля.

С подробной инструкцией об измерении глубины протектора можно ознакомиться в этом видео:

Индикаторы глубины протектора летних шин

Многие производители современных видов покрышек для автомобилей существенно облегчают задачу диагностики уровня износа ее протектора. Для этого в резине устанавливается специальный индикатор. Он может быть в виде отдельного блочного элемента или в виде цифр. В первом случае нужно следить за разницей высоты индикатора и рисунка протектора. Когда они станут на одинаковом уровне, можно смело обращаться в мастерскую для замены резины, так как это значит, что шина критически изношена. Как правило, располагается несколько индикаторов по всей окружности. Это делается для того, чтобы водитель мог легко отыскать контрольную точку и быстро определить равномерность износа рисунка резины.

Цифровые индикаторы в шинах встречаются реже. При их использовании на рисунок протектора наносится несколько засечек разной высоты. Все они выполняются в форме цифр. По мере износа резины исчезают и соответствующие значения. Так, если на шине пропала цифра 3, покрышки уже потеряли 3 миллиметра.

Максимальные и минимально допустимые значения глубины протектора

В ПДД определены критические показатели износа шин. Эти значения являются усредненными и не учитывают вид покрышек, транспортного средства и характер эксплуатации. При определении оптимальной высоты рисунка протектора шин нужно принимать в расчет много разных факторов, а не только требования ПДД.

Допустимая глубина для новых покрышек

Высота рисунка протектора зависит от вида дорожного полотна, по которому планируется передвигаться. Для стандартного асфальтового полотна достаточно 6-8 миллиметров. Если же вы выбираете летние шины для внедорожника и планируете поездки по грунтовой дороге, высота рисунка резины может быть увеличена до 17 мм. Это способствует лучшему отведению воды и грязи, а также увеличит сцепление с неровными участками.

Для летних шин допускается износ до 50%. При остаточной глубине в 2-3 миллиметра уже нельзя обеспечить комфортное передвижение на асфальте в непогоду. Установленный законом уровень в 1,6 миллиметра мало влияет на сцепление, но еще позволяет сохранить курсовую устойчивость автомобиля на мокром дорожном полотне.

Допустимая глубина для шин б/у

Желая сэкономить на покрышках, многие водители приобретают резину с рук, которая уже имеет определенный уровень износа. Это может быть оправдано в том случае, если такие шины тщательно проверены и полностью соответствуют требованиям безопасности.

Часто для определения уровня износа продавцы б/у колес пользуются простым расчетом. При его проведении делят высоту рисунка протектора новых шин на остаточную величину. Однако этого мало. Чтобы понять реальный уровень износа резины, нужно одновременно оценивать две шины, которые будут устанавливаться на одну ось. Замеры высоты рисунка протектора производятся в 12 разных точках: с четырех сторон по центру и боковым частям ската. Износ должен быть не только равномерным, но и одинаковым для двух колес по одной оси. В этом случае можно приобретать б/у резину, если высота ее протектора еще не достигла минимального уровня.

Допустимые показатели износа для разных типов транспортных средств

При выборе шин стоит учитывать соответствие высоты рисунка протектора назначению резины. Условно можно выделить следующие категории колес:

Если для стандартных шин, которые будут использоваться в черте населенных пунктов подходит протектор высотой 6-8 миллиметров, то для скоростных видов можно снизить этот показатель до 5-7 миллиметров. Внедорожные колеса должны обязательно обладать выступающими чашечками и грунтозацепами.

Как выбрать летние шины для разных условий эксплуатации?

Если вы предпочитаете езду на умеренных скоростях и планируете передвигаться преимущественно в пределах города, предпочтение стоит отдать классическому симметричному виду рисунку протектора с глубиной от 6 до 8 миллиметров. Такие летние шины будут отличаться доступной стоимостью и высоким уровнем стойкости к износу.

Для любителей быстрого вождения подойдет резина с асимметричным видом рисунка и глубиной 5-7 миллиметров. Они обеспечат хорошую курсовую устойчивость колес, маневренность автомобиля. Эта резина отличается еще и достойным уровнем акустического комфорта.

Для вождения в сложных погодных условиях и передвижения преимущественно по прямолинейным шоссе (загородным трассам) нужно выбирать летние колеса с направленным рисунком протектора и глубиной 6-8 миллиметров. Увеличенная ширина продольных канавок на резине способствует эффективному отводу воды, но снижает уровень курсовой устойчивости и вызывает акустический дискомфорт.

Читайте также:  Как делают шины мишлен

Что влияет на износ протектора?

Шины для авто регулярно подвергаются серьезным нагрузкам. От их качества зависит безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому за состоянием колес и их внешним видом нужно тщательно следить. Чтобы сэкономить бюджет и реже прибегать к замене комплекта, ознакомьтесь с теми факторами, от которых зависит скорость износа протектора.

Интенсивная эксплуатация и внушительный пробег авто.

Высокая скорость движения по неровной и грунтовой дороге.

Агрессивный стиль вождения.

Неправильно установленных сход-развал.

Неверно подобранный вид летних шин.

Кроме этого, прослеживается зависимость между скоростью износа рисунка протектора и давлением в колесах. За ним нужно следить и стараться поддерживать оптимальный уровень. Обычно давление устанавливается в диапазоне от 2 до 2,5 атмосфер. Точный показатель зависит от количества пассажиров и загруженности автомобиля.

При эксплуатации шин стоит помнить не только о степени износа, но и об их сроке годности. Большинство производителей обещают сохранение характеристик на протяжении 10 лет. На практике замену летних шин нужно делать не реже одного раза в 6 сезонов. Дальше резина просто стареет и теряет не только миллиметры высоты протектора, но и свои эксплуатационные характеристики.

Источник: blacktyres.ru

Camidzu › Blog › линейка с глубиномером (оценка протектора шин)

Как правильно измерить высоту протектора шины? Это не сложно и для этого сгодится любой подходящий прибор: например, штангенциркуль или линейка с глубиномером. Можно конечно воспользоваться и обычной монетой, но в этом случае точность измерений существенно пострадает, и Вы не сможете получить достоверную картину равномерности износа, что достаточно важно.

Прежде всего, высоту протектора шины нужно измерять как минимум в 6 разных точках (а лучше в 9 или даже 12), по центру и с обоих краев протектора, в разных точках окружности шины. Результаты измерений во всех указанных точках должны совпадать! Неравномерный износ свидетельствует о следующем:

По краям шины протектор выше, чем по центру. Это свидетельствует о излишней экономности предыдущего владельца – шина была перекачана длительное время. Соответственно, нагрузка на силовой каркас шины была увеличена, что явно не могло сказаться на общем ресурсе шины. Покупать такую шину не рекомендуется.

Протектор выше по центру, чем по краям. Шина систематически недокачивалась. Если нет явных признаков езды на полностью спущенной шине (стерт рисунок с верхней части боковин), скорее всего, на этой шине еще можно ездить, но износ нужно считать по минимальному значению высоты протектора, поскольку при нормальном давлении центр шины износится до уровня краёв очень быстро.

Протектор неравномерно изношен по ширине (стёрт один из краёв шины). Такой износ свидетельствует о неисправной подвеске автомобиля (регулировка развала колес). Когда Вы установите такую покрышку на исправный автомобиль, первое время шина будет иметь очень слабое сцепление с дорожным покрытием до тех пор, пока износ не «уравняется» по всей ширине шины. Это должно произойти достаточно быстро, но в этот период придется проявлять предельную осторожность – сильно пострадают и курсовая устойчивость, и тормозной путь. В любом случае износ такой покрышки считается по минимальной высоте протектора.

Протектор изношен неравномерно по окружности колеса (в разных точках окружности центральные или боковые шашки имеют разную высоту). Такой износ свидетельствует об «экстремальных» предпочтениях предыдущего владельца. Шина скорее всего видела экстремальные торможения и/или разгоны. Соответственно, такая эксплуатация существенно изменила температурные режимы, что могло повлиять на структуру и состояние резины и каркаса покрышки (общий ресурс шины). Кроме того, шина с неравномерной высотой протектора по окружности обязательно будет иметь статический дисбаланс (который невозможно определить и ликвидировать на балансировочном станке шиномонтажа), что негативно скажется на безопасности и состоянии подвески автомобиля. Эту шину можно смело сдавать в утиль.

Стертый рисунок (узор) в верхней части боковины шины (стык с областью протектора – резина «пожевана»). Подобный дефект – результат длительной езды на сильно спущенной шине. При этом, как правило, повреждается силовая часть каркаса покрышки и шина приобретает сильный статический дисбаланс, от которого невозможно избавиться с помощью балансировочных грузов на шиномонтаже. Такая шина в большинстве случаев будет сильно шуметь и создаст в разы повышенную нагрузку на ступичный подшипник. Покупать такую резину, разумеется нельзя, что бы не говорил продавец.

Разный износ протектора на двух шинах из пары (с одной оси). В первую очередь в этом случае нужно смотреть на дату производства покрышек, а также номер партии (если указан). Если даты разные – скорее всего, эта пара шин собрана из «запасок». Стоит ли их покупать – решайте сами. Если же даты совпадают – вероятно имела место неисправная подвеска (регулировка схождения колес). В любом случае, разница в высоте протектора более чем в 1 мм уже является серьёзной угрозой неконтролируемого заноса, если такая пара колес будет установлена на переднюю ось автомобиля.

Источник: www.drive2.com

Критический износ шин: когда мы рискуем перейти грань

ПДД запрещают ездить на изношенных шинах. «За рулем» разобрался, что за этим стоит. А заодно выяснил, как с этим обстоят дела в других странах.

Все шинные тесты проводят с новыми, только-только прошедшими обкатку шинами. Любой автомобилист может повторить испытание на собственной машине и получит при этом схожий результат. Но только если покрышки на его автомобиле относительно свежие. Дело в том, что по мере износа шины все ее показатели меняются, причем не в лучшую сторону.

Зимние шины

Почему именно 4 мм? Все просто. Зима в большинстве регионов нашей страны — это время, когда автомобиль редко ездит по асфальту. Дорога может быть заснеженной, обледенелой или покрытой слоем воды. Но есть еще одно, довольно неприятное состояние — когда дорога покрыта размокшим снегом. При этом автомобиль склонен к так называемому слэшпленингу — «всплыванию» колес при быстром движении, вплоть до полной потери контакта с дорогой. По сути, слэшпленинг — то же самое, что и более известное явление аквапланирования. В обоих случаях между колесом и дорогой возникает клин, из-за которого и теряется сцепление. Только в случае с аквапланированием клин водяной, а в случае со слэшпленингом — снежный.

Промокший снег в чем-то сродни глубокой луже. Ведь толщина его слоя может достигать нескольких сантиметров. Поэтому очень важно, чтобы вода или снежно-водяная каша как можно быстрее отводились из зоны контакта протектора шины с дорожным покрытием. Для этого и нужна достаточная глубина канавок протектора шины. Ведь именно через них и отводится вода или мокрый снег. Мелкие канавки просто не справятся с большим количеством влаги.

Кроме того, протектор шины должен быть достаточно мягким, чтобы облегать все имеющиеся неровности ледяного или снегового покрытия, тогда и сцепление с ним будет лучше. Поэтому чем глубже канавки протектора, тем мягче сама шина. Вы, наверное, замечали, что пока протектор новый, высокий, то и отдельные его элементы относительно мягкие. Но стоит им стереться до середины изначальной высоты, как они становятся менее податливыми.

Следует учесть, что шипованная шина, потерявшая большую часть «гвоздей», не становится хорошей «липучкой». У неё другой состав резиновой смеси, она изначально несколько жестче — особенно тот слой протектора, к которому крепится основание шипа.

Единственное, на что способны зимние шины с высотой протектора меньше 4 мм, — это неспешная езда по летним дорогам. Грубо говоря, так можно «докатать шины». Продольная динамика, управляемость и шум вас не порадуют, но проходимость автомобиля по грязи будет немного выше, чем у летней резины.

Летние шины

В период с начала марта и до конца ноября, по закону, можно использовать любую резину (кроме шипованной — в три летних месяца).

Критический износ покрышки оценить очень легко. Все производители отливают на шине специальные индикаторы, представляющие собой поперечные выступы высотой 1,6 мм. Пока шина не сильно изношена, индикаторов не видно, но при предельном износе они проявляются как четкие поперечные полосы на протекторе.

Всесезонные шины

В нашей стране есть регионы, где использование зимней резины считается нецелесообразным. Снег выпадает всего несколько раз за зиму и долго не лежит. В таких краях часто используют всесезонные шины. Такие шины — определенный компромисс. Как зимние они работают немного хуже из-за относительно высокой твердости протекторной смеси резины. Но для летних условий эта твердость недостаточна, и они несколько быстрее изнашиваются. Тем не менее многие солидные шинные фирмы выпускают всесезонки, в которых достигнут максимально возможный баланс потребительских качеств.

Ограничения для всесезонок все те же: зимой высота протектора должна быть не меньше 4 мм, а летом — минимум 1,6 мм.

Другие ограничения

Срок годности шин

Согласно отечественным стандартам, срок использования шин составляет 5 лет со дня их изготовления, эти нормы регламентированы ГОСТ 4754–97 и 5513–97. Большинство автолюбителей знают, сколько лет их шинам. Первые пришли вместе с машиной, а потом о замене обычно не забывают- покупка довольно серьезная.

Читайте также:  Как определить износ шин нокиан

А еще на шине обычно есть дата изготовления. У разных производителей она маркируется по-разному. Как та или иная фирма маркирует шину, можно посмотреть на сайте производителя.

В России за использование старых шин ответственность не предусмотрена, но если при расследовании обстоятельств аварии станет ясно, что виной разрушения шины стала ее «старость», то решение может быть принято не в пользу владельца автомобиля с такими шинами. Причем все равно, ездите ли вы или машина в основном стоит и лишь иногда выезжает. Дело в том, что на шины воздействует кислород и солнечные лучи, постепенно разрушающие резину и каркас шины. Конечно, не стоит нести старые, но совсем мало изношенные шины в утиль. Просто помните, что прежних показателей ни у летних, ни у зимних возрастных покрышек не будет.

Дефекты шин

Конечно, мало кто станет заменять шину после обычного прокола гвоздем, но если повреждения серьезнее, то путь шине один — в утиль. К замене шины обычно приводят значительные повреждения боковины, крупные пробоины протектора, искривление каркаса шины или нарушения целостности бортовых колец. Неравномерный износ протектора с отдельными проплешинами и невозможность отбалансировать шину на исправном колесном диске также заставят заменить ее.

За границей

Вообще-то, все страны, подписавшие Женевскую и Венскую конвенции о дорожном движении, придерживаются одинаковых норм на остаточную высоту протектора летних шин — 1,6 мм. В остальном начинаются вариации. Где-то зимние шины вообще не нужны — например, на Кипре или на Канарских островах. Обратите внимание, что в каких-то странах допустимо использовать только нешипованную зимнюю резину. На некоторых перевалах между Францией и Испанией обязательна установка цепей, причем на все четыре колеса. Зато, например, в Норвегии «запрещается использовать цепи между первым понедельником Пасхи и до 31 октября, если этому не противоречат погодные условия». Вот так, дорожное движение на библейские даты завязано. А ведь дата Пасхи-то плавающая…

Следите за глубиной протектора и возрастом шин. Ну а если собираетесь в путешествие зимой по Европе на своем автомобиле, то установите качественные нешипованные зимние шины с запасом по высоте протектора. Ведь после езды по скоростным автобанам износ резины может оказаться слишком велик, а до финальной точки путешествия будет еще далеко.

Источник: www.zr.ru

Протекторы шин

Наружная часть шины называется протектором. Он служит для обеспечения отличного сцепления с дорожным покрытием. Протекторы отличаются между собой рисунками, составами резиновой смеси, наличием шипов и рядом особенностей, которыми производитель наделил скат.

Обзор протекторов

Протектор шины для обеспечения требуемых эксплуатационных характеристик может иметь различную форму рисунка. На данный момент существует четыре варианта скатов. Они предназначены для разных дорожных условий и стилей вождения.

Симметричный ненаправленный рисунок оставался долгое время самым популярным. Все нанесенные углубления, прорези и выступающие части имеют зеркальное отражение относительно центра. Главным достоинством такого ската является простота его монтажа: колесо может находится с любой стороны и вращаться в любом направлении. Шина имеет наиболее сбалансированные характеристики. Она способна обеспечить комфорт и плавность. Производство симметричных ненаправленных скатов обходится с меньшей себестоимостью, поэтому шины в розничной продаже стоят дешевле.

Для наилучшего отвода воды для легковых автомобилей производители стали выпускать шины с симметричным направленным рисунком протектора. Такие скаты часто применяются на динамичных и спортивных машинах. При этом следует учитывать, что вращение шины должно осуществляться в определенном направлении. Оно указывается на боковине колеса.

Для наделения шин большим количеством характеристик производители используют асимметричный ненаправленный рисунок. Такие скаты отлично показывают себя и в дождь и на сухом асфальте. Иногда с таким рисунком протектора выпускают всесезонные шины.

Наибольшим количеством качеств обычно обладает шина с асимметричным направленным протектором. Такие скаты отлично справляются с самыми сложными погодными условиями. При этом их монтаж требует учитывать направление вращения, а также соблюдение установки наружной и внутренней части колеса.

Каждый вид рисунка протектора обладает как достоинствами, так и недостатками. Краткий обзор плюсов и минусов представлен в таблице, которая приведена ниже.

Таблица — Преимущества и недостатки протекторов.

[table “3954” not found /]

Протектор летних шин

Рисунок протектора летних шин отличается в зависимости от дорожного покрытия, для которого он предназначен. Так шоссейные скаты имеют малое сопротивление качению, снижая расход горючего. Универсальные шины предназначены для повседневной эксплуатации на дорогах с различным покрытием. Грязевые же позволяют покинуть асфальт, например, для выезда на бездорожье или проселочную грунтовку.

Наибольшей популярностью среди автовладельцев, которые живут в городах и мегаполисах, пользуются шоссейные шины. Они прекрасно чувствуют себя на твердом покрытии, например, асфальте или бетоне. Протектор не имеет глубоких и широких канавок, а также крупных шашек. По его центру располагаются плотные параллельные линии. Шина обеспечивает хорошую курсовую устойчивость и минимальный расход топлива. Протектор достойно противостоит аквапланированию, но совершенно бессилен на бездорожье.

Универсальные шины предназначены для автовладельцев, которые периодически покидают асфальт. Такие шины уверенно показывают себя на проселочных грунтовых дорогах. Машина уверенно проедет по мокрой невысокой траве.

При этом следует учитывать, что такой протектор не предназначен для сурового бездорожья.

Шины с грязевым рисунком протектора имеют крупные шашки и мощные боковые грунтозацепы. Расстояния между блоками весьма велико, что позволяет улучшить сцепление на бездорожье и быстрее очистить колесо от грязи. Шины прекрасно показывают себя в экстремальных условиях.

При этом ездить по асфальту с таким рисунком протектора не комфорта. Скат создает громкий шум и вибрацию, которые усиливаются с набором скорости.

Протектор зимних шин

Рисунок протектора зимних шин также отличается в зависимости от предъявляемых к скату требований по эксплуатационным характеристикам. Условно выделяются европейские, скандинавские и шипованные виды резины.

Для регионов с мягким климатом не характерны зимы с обильным количеством снега и льда на дорогах. Для таких условий и созданы европейские зимние шины. Они имеют резину, которая остается мягкой при морозах до -20°С. Протектор прекрасно справляется с мокрым снегом, слякотью и дождем. Эффективный водоотвод обычно реализован длинными диагональными дренажными канавками. Шина имеет неярковыраженные боковые грунтозацепы.

Скандинавские зимние шины созданы для суровой зимы. Они изготавливаются из мягкой резины, которая не дубеет на крепком морозе. Их плечевые блоки имеют острую кромку. Нарезка ламелей протектора очень плотная. Шины прекрасно показывают себя на рыхлом и укатанном снегу, а также твердых дорожных покрытиях при значительном морозе.

В отличии от липучек шипы позволяют сохранять хорошее сцепление на гололеде и заснеженных участках трассы. При этом езда по чистому асфальту становится более шумной. Также шипы часто выпадают.

Следует учитывать что протектор ошипованной шины обычно изготавливается из более жесткой резины, чем липучка. Поэтому вождение после осыпания большего количества шипов становится опасным.

Влияние износа резины

Износ шины ухудшает ее эксплуатационные характеристики. Истирание протектора ведет к снижению сцепления колеса с дорожным покрытием. Это увеличивает риск пробуксовок, сносов, заносов, а также удлиняет тормозной путь. Уменьшается пятно контакта с дорогой. Сравнение новых, эксплуатируемых и предельно изношенных шин представлено на изображении ниже.

Износ шин сказывается на любом дорожном покрытии. Сравнение тормозного пути на сухом, мокром и заснеженном асфальте приведено на диаграммах ниже.

Измерение высоты протектора

Для легковых автомобилей остаточная минимальная высота протектора летних шин составляет 1.6 мм. Зимние скаты согласно ПДД подлежат замене, если глубина канавок протектора становится меньше 4 мм. При этом некоторые производители рекомендуют менять шины немного раньше. У грузовых транспортных средств допускается протектор в 1.0 мм. Эксплуатация мотоциклов возможна с глубиной канавок в 0.8 мм.

Для определения необходимости замены шин некоторые производители используют индикатор износа. Взглянув на него автовладелец может понять, что остаточная высота протектора достигла своего минимально-допустимого значения. Если же индикатор износа отсутствует, то глубину протектора можно измерить самостоятельно. Для этого рекомендуется воспользоваться обычным или цифровым глубинометром.

При отсутствии глубинометра можно воспользоваться штангенциркулем или плоской металлической линейкой.

Если же любые измерительные инструменты под рукой отсутствуют, то глубину протектора можно измерить 10-копеечной монеткой. Данный способ недостаточно точный, но все же позволяет определить уровень износа. Если в канавку ушел только ободок, то шина подлежит замене.

Нарезка протектора

Нарезка протектора позволяет увеличить срок службы шины. Данная процедура допустима лишь на скатах, которые в маркировке имеют надпись Regroovable.

Для нарезки используется специальная машинка. Регрувер стоит весьма дорого. Поэтому для одноразовой нарезки более выгодно обратиться на шиномонтаж.

Индикатор износа

Индикатор износа облегчает определение необходимости замены шины. Каждый производитель использует свою схему оповещения об износе. Наибольшей популярностью пользуется специальные перегородки и нанесение исчезающих цифр. По индикатору износа также можно определить возможность эксплуатации ската на том или ином дорожном покрытии.

Источник: kolesospec.ru