Под иммобилизацией понимают создание неподвижности (покоя) поврежденной части тела. Иммобилизация применяется при переломах костей, повреждениях суставов, нервов, обширных повреждениях мягких тканей, тяжелых воспалительных процессах конечностей, ранении крупных сосудов и обширных ожогах. Иммобилизация бывает двух видов: транспортная и лечебная.
Транспортная иммобилизация, или иммобилизация на время доставки больного в стационар, является временной мерой (от нескольких часов до нескольких дней), однако имеет большое значение как для жизни пострадавшего, так и для дальнейшего течения и исхода повреждения. Осуществляется транспортная иммобилизация посредством специальных или изготовленных из подручных материалов шин и путем наложения повязок.
Транспортные шины подразделяют на фиксирующие и сочетающие фиксацию с вытяжением. Из фиксирующих шин наибольшее распространение получили фанерные, проволочно-лестничные, дощатые и картонные. К сочетающим фиксацию с вытяжением относят шину Дитерихса. При транспортировке на большое расстояние используют также временные гипсовые повязки.
Фанерные шины применяют для иммобилизации верхних и нижних конечностей.
Проволочные шины (типа Крамера) изготовляют двух размеров (110Х10 и 60X10 см) из стальной проволоки. Такие шины легки, прочны и получили широкое распространение в практике.
Сетчатая шина изготовляется из мягкой тонкой проволоки, хорошо моделируется, портативна, но недостаточная прочность ограничивает ее применение.
Шина Дитерихса сконструирована советским хирургом для иммобилизации нижней конечности. Шина деревянная, но в настоящее время ее изготовляют из легкого нержавеющего металла.
Гипсовая повязка удобна тем, что ее можно изготовить любой формы. Иммобилизация этой повязкой особенно удобна при повреждении голени, предплечья, плеча. Неудобство заключается в том, что надо выждать, пока повязка затвердеет и высохнет.
Так как на месте происшествия не всегда оказываются шины для транспортной иммобилизации, приходится пользоваться подручным материалом или импровизированными шинами. Для этой цели используют палки, дощечки, куски фанеры, картона, зонтики, лыжи, плотно скатанную одежду и др. Можно также прибинтовать верхнюю конечность к туловищу, а нижнюю — к здоровой ноге (аутоиммобилизация).
Основные принципы транспортной иммобилизации конечности:
- Шина обязательно должна захватывать два, а иногда й три смежных сустава.
- При иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей среднефизиологическое положение, а если это невозможно — такое положение, при котором конечность меньше всего травмируется.
- При закрытых переломах необходимо до окончания иммобилизации осуществить легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси.
- При открытых переломах вправление отломков не производится: накладывают стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в котором она находится.
- Не следует снимать одежду с пострадавшего.
- Нельзя накладывать жесткую шину непосредственно на тело: необходимо подложить мягкую подстилку (вата, сено, полотенце и др.).
- Поврежденную конечность во время перекладывания больного с носилок должен держать помощник.
Надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести вред в результате дополнительной травматизации. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый, усугубив травму и ухудшив ее исход.
Транспортная иммобилизация при повреждении таза
Иммобилизация костных повреждений таза — задача трудная, так как даже непроизвольные движения нижних конечностей могут вызвать смещение отломков. Для иммобилизации при повреждении таза пострадавшего укладывают на жесткие носилки, придав ему положение с полусогнутыми и слегка разведенными ногами, что приводит к расслаблению мышц и уменьшению болей. В подколенные области подкладывают валик: одеяло, одежда, свернутая подушка и др. (рис. 1).
Рис. 1. Транспортная иммобилизация при повреждении таза
Транспортная иммобилизация при повреждениях нижних конечностей. Правильной иммобилизацией при повреждении бедра нужно считать такую, которая захватывает сразу три сустава, а шину накладывают от подмышечной ямки до лодыжек.
Иммобилизация шиной Дитерихса
Эта шина сочетает необходимые условия для правильной иммобилизации при переломе бедренной кости — фиксацию и одновременно вытяжение. Она пригодна для всех уровней перелома бедра или голени. Шина состоит из двух деревянных раздвижных планок различной длины (одна 1,71 м, другая 1,46 м), шириной 8 см, деревянной подставки под стопу («подошва») для вытяжения и палочки- закрутки с шнуром (рис. 2). Длинную планку накладывают на наружную поверхность бедра от подмышечной ямки, а короткую — на внутреннюю поверхность ноги. Обе планки имеют вверху для упора поперечные распорки. Поскольку планки раздвижные, им можно придать любую длину в зависимости от роста пострадавшего. К стопе прибинтовывают «подошву», которая имеет крепление для шнура; на внутренней планке шины шарнирно закреплен упор с отверстием, через которое проводится шнур. После наложения шины закручивают шнур до натяжения. Шину фиксируют к телу мягкими бинтами.
Рис. 2. Наложение шины Дитерихса
а — медиальная планка шины; б — латеральная планка; в — подошвенная часть шины- г —закрутка; д — фиксация подошвы; е — фиксация шины поясом к туловищу и бедру; укрепление закрутки после вытяжения конечности; з —иммобилизация конечности шиной в законченном виде.
При одновременных переломах лодыжек, повреждениях голеностопного сустава и стопы шину Дитерихса накладывать нельзя.
Иммобилизация лестничной шиной
Для иммобилизации лестничной шиной при переломах бедра берут три шины: две из них связывают по длине от подмышечной ямки до стопы с учетом ее загибания на внутренний край стопы, третью шину накладывают от ягодичной складки до кончиков пальцев. При наличии нескольких шин можно наложить и четвертую — от промежности до внутреннего края стопы (рис. 3).
Рис. 3. Транспортная иммобилизация нижней конечности при повреждении бедра
а — сборка лестничной шины; б — наложение шины.
Иммобилизацию фанерными шинами проводят так же, как и лестничными. Импровизированное шинирование при переломах бедра осуществляют различными подручными приспособлениями.
В случае их отсутствия можно прибинтовать поврежденную ногу к здоровой.
Транспортную иммобилизацию голени проводят с помощью специальных фанерных шин, проволочных лестничных шин, шины Дитерихса и импровизированных шин. Для правильного наложения шины при переломах костей голени нужно, чтобы помощник поднял ее за пятку и, как будто снимая сапог, начал плавно тянуть ногу. Затем шины с наружной и внутренней сторон прибинтовывают с расчетом захождения их вверху за коленный сустав, а внизу — за голеностопный. Самой удобной и портативной при переломах голени является лестничная шина, особенно в сочетании с фанерной (рис. 29). Иммобилизация достигается наложением по задней поверхности конечности от ягодичной складки хорошо смоделированной по контурам конечности лестничной шины с добавлением по бокам двух фанерных шин. Шины фиксируют марлевым бинтом.
Рис. 4. Транспортная иммобилизация лестничными шинами при повреждении голени а — подготовка лестничных шин; б — наложение шин.
Источник: zanogy.net
Правила наложения транспортной иммобилизации
Иммобилизующие повязки предназначены для удержания той или иной части тела в определенном неподвижном положении и создания благоприятных условий для заживления повреждений.
Обычно неподвижные повязки накладывают на длительный срок, поэтому следует учесть и исключить возможность различных осложнений. Прежде всего необходимо обеспечить хорошее кровоснабжение пораженного участка, поэтому малейшие признаки расстройства кровообращения являются показанием для замены повязки.
При наложении шины нужно помнить основное правило: шина накладывается с таким расчетом, чтобы закрепить два сустава — один выше, а второй ниже перелома. Исключением являются переломы плеча и бедра, когда шина должна фиксировать три, т.е. все суставы конечности.
— шины накладывается поверх одежды, подгоняются по здоровой конечности;
— перед наложением шины дать обезболивающие препараты;
— шины накладываются в функционально выгодном положении для конечности, т.е. в физиологическом положении: для верхней конечности — с небольшим отведением в плечевом суставе и сгибании под углом 90 гр. в локтевом суставе, для нижней конечности — с незначительным отведением бедра снаружи, небольшим сгибанием голени в коленном суставе и в перпендикулярном нахождении стопы по отношению к голени.
— в местах костных выступов прокладывают слои ваты для предотвращения образования потертостей, пролежней;
— фиксация шины производится бинтами, тесемками или другим материалом от периферии к центру осторожно, чтобы не причинять дополнительную боль;
— при фиксации шины не должно закрываться место наложения жгута (при открытых переломах сопровождающихся кровотечением), чтобы была возможность в любой момент ослабить жгут;
— конечность с наложенной шиной перед транспортировкой в холодное время года должна быть обязательно утеплена с целью профилактики отморожений;
— для контроля за кровообращением в конечностях концы пальцев кисти и стопы (если они не повреждены) оставляют свободными от повязки.
Неподвижные повязки делятся на шинные и отвердевающие. В свою очередь, шинные повязки можно разделить на фиксационные (только удерживающие конечность в определенном положении) и экстензионные (сочетающие фиксацию конечности с вытяжением).
Примером фиксационной шины является лестничная шина Крамера, которая изготавливается из мягкой проволоки. Она легка, эластична и вместе с тем достаточно прочна и может применяться для иммобилизации любого отдела конечности.
Существуют и некоторые другие типы фиксационных шин (сетчатая шина Фильберга, транспортная фанерная шина и др.), которые можно применять в тех же случаях, что и шину Крамера.
Своевременное и правильное шинирование на догоспитальном этапе позволяет значительно ускорить период срастания костного повреждения, а также последующий период реабилитации.
Наложение шин при отдельных видах переломов имеет свои особенности.
При переломах костей кисти — шина должна идти от кончиков пальцев до середины предплечья. Пальцы должны быть согнуты, в них вкладывается валик из марли или бинта. Ладонная поверхность кисти несколько повернута к животу. После наложения шины и фиксации кисть подвешивается на косынку или бинт, ремень.
При переломах костей предплечья — шину располагают от кончиков пальцев до середины плеча. Руку сгибают в локтевом суставе, под прямым углом, ладонь обращена к животу, пальцы полусогнуты, в ладонь вкладывается валик. Прибинтовывают шину на всем протяжении и затем подвешивают на косынку.
При переломе плечевой кости — шина должна захватывать всю конечность от пальцев до надплечья здоровой стороны, фиксируя три сустава. Она пройдет от кончиков пальцев по задненаружной поверхности предплечья и плеча на спину до лопатки на здоровой стороне. При отсутствии одной достаточной длины лестничной шины, можно воспользоваться двумя короткими лестничными шинами. После их наложения и фиксации рука подвешивается на косынке или бинте. При переломе ключицы — фиксацию осуществляют мягкими повязками. Можно осуществить иммобилизацию, подвесив конечность на стороне повреждения на косынку или прибинтовать руку к туловищу с помощью повязки типа Дезо.
При переломе ребер — при изолированных переломах одного или двух ребер наложение иммобилизирующей повязки не требуется. При переломе трех и более ребер на одной или обеих половинках грудной клетки можно применить простую бинтовую повязку на грудь с «портупеей».
При переломах костей стопы — шину располагают от кончиков пальцев стопы до середины голени, изгибая ее в виде буквы «Г». Стопа находится под прямым утлом к голени. Шина накладывается по задней поверхности голени и подошвенной поверхности стопы.
При переломе костей голени — накладывают три лестничных шины: одна — по задней поверхности голени и по подошвенной поверхности стопы, предварительно изогнутую таким образом, чтобы стопа была под углом 90° к оси голени, верхний конец должен доходить до середины бедра; вторая и третья накладываются с наружной и внутренней стороны конечности с основания стопы до середин бедра.
При переломе бедра — требуется особенно тщательная иммобилизация. Для этого используют три лестничных шины: две лестничные шины соединяют, чтобы получилась шина длиной от подмышечной впадины до внутреннего края стопы, изогнутая у стопы в виде буквы «Г», эта шина наружная; вторая шина накладывается на заднюю поверхность конечности от лопатки или ягодицы до кончиков пальцев стопы и так же изогнута; третья шина располагается на внутренней поверхности конечности от промежности до края стопы.
При переломах костей черепа — чаще используют подручные средства, так как произвести иммобилизацию с помощью лестничных шин трудно. Использовать можно слабо надутый подкладной круг и автомобильную камеру, уменьшив ее размеры путем перевязывания с двух сторон. При отсутствии круга и камеры применяют ватно-марлевый «бублик», который изготавливается следующим образом: плотный жгут из серой ваты толщиной 4-5 см обвертывают бинтом, замкнув его концы.
При отсутствии стандартных шин, особенно в условиях летнего или зимнего похода, для осуществления транспортной иммобилизации можно использовать подручные средства. С этой целью применяют рейки, бруски, картон, пучки хвороста. Менее пригодны палки, лыжи, лопаты и др. Не следует применять оружие, металлические предметы и полосы металла.
При отсутствии подручных средств транспортную иммобилизацию осуществляют путем прибинтовывания верхней конечности к туловищу; а поврежденную нижнюю конечность — к неповрежденной конечности.
Источник: www.4567890.ru
Виды стандартных шин, применяемых для транспортной иммобилизации
Читайте также:
- XXVI. Правила перевозки грузов на принципах транспортной логистики.
- А. Поставить реакцию иммобилизации бледных трепонем
- Авиационно-транспортной системы
- Взаимодействие средств, применяемых при нарушении мозгового кровообращения, с другими лекарственными средствами
- Виды операций и стандартных функций в языке программирования Visual Basic 6.0, правила их записи и порядок выполнения. Примеры
- Виды технических средств, применяемых в управлении организацией
- Вопрос №41. Понятие и способы расчетов, применяемых в предпринимательской деятельности.
- Глава 12. Договор транспортной экспедиции
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Транспортная иммобилизация или обездвиживание конечностей при переломах костей осуществляется с помощью стандартных (специальных) шин — сюда относят стандартные шины (Крамера, Дитерихса, Томаса — Виноградова, Еланского и др.). Даже в ситуации катастроф транспортную иммобилизацию желательно осуществлять с использованием табельных средств: стандартных транспортных шин, специально сконструированных и приспособленных для полноценной иммобилизации того или иного сегмента (рис. 55).
Рис. 55. Стандартные транспортные шины:
а) лестничная шина; б) лубковая шина; в) сетчатая шина;
г) шина Дитерихса; д) пневматическая шина.
Рис. 56. Иммобилизация нижней конечности проволочной шиной Крамера при переломе костей голени (а) и шиной Дитерихса при переломе бедренной кости (б).
Лестничные шины (шины Крамера) имеют преимущества и недостатки. Лестничные шины хорошо моделируются. Используя это качество, можно фиксировать конечность в любом положении. Вторым положительным свойством этих шин является универсальность конструкции. С их помощью можно провести иммобилизацию любых сегментов при различных повреждениях.
Недостаток лестничной шины состоит в том, что перед наложением ее необходимо обматывать мягким материалом с целью профилактики пролежней. Поверх мягкого материала желательно обшить шины клеенкой, что позволит производить санитарную обработку бывших в употреблении шин.
Шина Дитерихса – единственная из всего комплекта «Транспортные шины», позволяющая с целью лучшей иммобилизации производить и вытяжение поврежденной ноги. Шина Дитерихса состоит из двух раздвижных планок (наружной и внутренней), подошвы — подстопника и закрутки в виде палочки-шнура (рис. 56).
Прямыми показаниями для наложения шины Дитерихса являются повреждения тазобедренного сустава и бедренной кости. Наложение шины Дитерихса при повреждениях голени не является ошибкой. Однако число таких шин в табельном комплекте ограничено, кроме того, их накладывают на длительное время. В связи с этим при повреждениях голени лучше использовать другие шины.
Существуют различные модификации шин Дитерихса, которые можно с успехом применять при чрезвычайных ситуациях, хотя в стандартный комплект они не входят.
В последние годы широкое применение нашли пневматические и вакуумные шины. Они изготовлены из полимерного материала.
По внешнему виду пневматические шины напоминают двойные контурные повязки с застежкой-молнией. Комплект содержит шины для иммобилизации любого сегмента конечности. Для иммобилизации поврежденную конечность помещают на шину, затем застегивают молнию и накачивают шину воздухом, например, с помощью насоса или баллона со сжатым газом. Недостатком этих шин является то, что они легко повреждаются и утрачивают иммобилизационные свойства. Кроме того, для лучшей иммобилизации шина должна быть как можно больше накачана, а это может привести к сдавлению подлежащих мягких тканей. При открытых повреждениях пневматическая шина может усилить кровотечение из раны, функционируя как венозный жгут.
Все вакуумные устройства имеют одинаковую конструкцию, состоящую из герметичной плёночной оболочки и защитных чехлов. Плёночные оболочки наполнены специальными гранулами, обеспечивающими при откачке воздуха из оболочки, необходимую жёсткость и сохранение формы. В плёночные оболочки вмонтирован клапан, который в открытом (выдвинутом) состоянии обеспечивает возможность откачки воздуха из оболочки, или поступление его в шину для прекращения фиксации, а в закрытом состоянии обеспечивает необходимый уровень герметизации. Защитные чехлы имеют детали крепления (ремни и застёжки), обеспечивающие возможность крепления всего устройства на пострадавшем в оптимальном для каждой ситуации положении. Вакуумный матрац и шина для тазобедренного сустава имеют возможность установки дополнительных рёбер жёсткости, которые целесообразно применять в случае отсутствия носилок при переноске пострадавшего.
Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 160 ; Нарушение авторских прав
Источник: lektsii.com
Собственное производство
Вся продукция имеет необходимую разрешительную документацию и патенты. Убедитесь во всем сами, ознакомившись с каталогом
+7 (967) 968-87-78
Категории товаров
Свежие записи
Товары
- Шина МОДЕЛИРУЕМАЯ р уб. 1.000,00 – р уб. 4.200,00
- Дезинфицирующий коврик р уб. 370,00 – р уб. 2.050,00
Сравнение шин для иммобилизации
В современной медицине используется огромное количество шин для транспортной иммобилизации (обездвиживании) пострадавшего. Но, как же сделать правильный выбор? Какие транспортные шины лучше, а какие являются анахронизмом?
Развитие науки и техники не стоит на месте. Регулярно на рынке появляются новые шины, но всегда ли они отвечают современным требованиям (рекомендациям) по оказанию первой помощи. Вряд ли кого-нибудь устроит, чтобы скорая помощь провела близкому человеку иммобилизацию палкой, но не деревянной, а усовершенствованной – металлической))).
Чтобы разобраться в этих вопросах, требуется провести классификацию шин на основании этих самых рекомендаций и сделать соответствующий вывод о возможности применить ту или иную шину. А главное – понять, какие средства являются самими безопасными и передовыми.
Основываясь на рекомендациях ведущих медицинских ВУЗов мира, разберем: 1) когда требуется фиксировать конечность пострадавшего, то есть показания к транспортной иммобилизации; 2) для чего она выполняется; 3) что можно делать на догоспитальном этапе, а чего делать категорически нельзя.
1. Транспортная иммобилизация, как неотъемлемая часть оказания первой помощи применяется с первых минут после получения травмы. Часто она играет решающую роль, не только в профилактике осложнений, но и в сохранении жизни пострадавшего. Транспортировка пострадавшего с переломами и обширными повреждениями без адекватной транспортной иммобилизации опасна и недопустима. Должна быть обязательно проведена при:
– Переломах костей; – Повреждениях суставов, сухожилий; – Повреждениях крупных сосудов и нервов; – Обширных повреждения мягких тканей; – Ранах, заражённых токсическими и радиоактивными веществами; – Отрывах конечностей; – Острых воспалительных процессах конечностей; – Обширных ожогах и отморожениях; – Синдроме длительного сдавливания.
2. Самыми важными целями создания неподвижности сломанных костей, а следовательно и покоя, являются: предупреждение смещения обломков костей и исключение дополнительной травматизации тканей (сосудов, нервов) – все это является одними из самых эффективных противошоковых мероприятий.
3. Исходя из вышесказанного, становится ясно, что иммобилизировать пострадавшего обязательно нужно, но а) проводить репозицию костей и б) недостаточное обездвиживание поврежденной части тела на этапе эвакуации пострадавшего запрещено.
Теперь перейдем к классификации средств иммобилизации. Их можно разделить на 2 большие группы: отвечающие современным представлениям о транспортной иммобилизации и не отвечающие.
К первым относятся шины моделируемые, ко вторым – немоделируемые.
- Моделируемая иммобилизация — «ДА»
- НЕмоделируемая иммобилизация — «НЕТ»
Моделируемые шины можно сформировать так, как необходимо, не производя репозицию (сопоставление) отломков кости на догоспитальном этапе и создать требуемое обездвиживание. Выполняются все условия современного видения транспортной иммобилизации. При использовании немоделируемых шин нарушаются условия а и/или б пункта 3.Какие же шины относятся к моделируемым, а какие к немоделируемым? Моделируемые шины – вакуумные и шина Крамера. Только их рекомендуется применять. Немоделируемые шины – анахронизм, хоть и могут использоваться как крайнее средство, когда нет под рукой ни чего, а делать хоть что-то надо. В таком случае, можно использовать: палки, картонки, здоровую конечность пострадавшего, шину Дитерихса, пластиковые и прочие шины. Ещё раз отметим: немоделируемые шины – анахронизм или крайнее средство, когда нет ни чего другого.
ОСОБЕННО ОПАСНО ПРИМЕНЕНИЕ НЕМОДЕЛИРУЕМЫХ ШИН У ТЕХ ПОСТРАДАВШИХ, КОГДА НАЛИЧИЕ ГРУБОЙ ТРАВМЫ НЕВОЗМОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ НА МЕСТЕ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ИЗ-ЗА ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА, ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАВМЫ, ВРОЖДЕННОЙ ПАТОЛОГИИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ, ИЛИ СО СМЕЩЕНИЕМ ОТЛОМКОВ КОСТЕЙ!
- Ошибки иммобилизации
- Ошибки иммобилизации
- Перелом со смещением
- Перелом со смещением
Источник: medtf.com
Способы иммобилизации пострадавших
Иммобилизацией называют создание положения неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (заболевшему) органу необходимо состояние покоя. Обездвижение бывает временным (на период транспортировки в медицинское учреждение и т. п.) или постоянным (создание условий, необходимых для сращения отломков кости, заживления раны и т. д.). Постоянную иммобилизацию (ее обычно называют также лечебной) осуществляет, как правило, врач, реже фельдшер. Наиболее распространенным способом обездвижения с лечебной целью является наложение гипсовой повязки. Существует множество и других методов иммобилизации, например обездвижение с помощью специальных ортопедических аппаратов, пневматических (надуваются воздухом для лучшего соприкосновения с поверхностью тела) шин, аппаратов для соединения костей, в которых через их отломки проводят металлические спицы (аппарат Илизарова и др.), вытяжение по оси поврежденной конечности за скобу с проведенной через кость спицей (так называемое скелетное вытяжение) и др.
Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при переломах и других тяжелых повреждениях.
Обездвижение поврежденной части тела необходимо производить на месте происшествия. Его задачей является предохранение поврежденной части тела от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменят на один из вариантов постоянной.
Транспортировка пострадавших, особенно с переломами, без иммобилизации даже на короткое расстояние недопустима, так как она может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также открытых переломах обездвижение поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции. При сильных ожогах (особенно конечностей) оно способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест среди прочих мер профилактики такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.
На месте происшествия чаще всего приходится использовать для обездвижения при травмах подручные средства, например полосы или желоба из различных жестких материалов (доски, ветки, палки, лыжи и т. д.), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют ремнями и т. д.) поврежденную часть тела. При отсутствии подручных средств достаточное обездвижение можно создать, притянув чем-нибудь поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги прибинтовав одну ногу к другой. Шинирование — основной способ обездвижения поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение.
Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые, как правило, накладывают медицинские работники. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые делают из полос фанеры, твердого картона, отрезков тонких досок, палок, пучков прутьев и т. п. Для фиксации подобной шины можно использовать как бинт, так и иные материалы, например ткань, полотенце, шарф, ремень.
Очень важно производить транспортную иммобилизацию как можно раньше. Не следует пытаться раздеть пострадавшего, поскольку это дополнительно травмирует уже поврежденные ткани. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно если шину накладывают на обнаженную поверхность, поскольку давление шины без мягкой прокладки может явиться причиной пролежня. При наличии раны, например если произошел открытый перелом конечности, одежду следует разрезать (можно по шву. но таким образом, чтобы стала хорошо доступной вся рана), затем наложить на рану асептическую повязку и лишь после этого осуществлять иммобилизацию. При сильном кровотечении из раны, когда необходимо применение кровоостанавливающего жгута, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Под жгут необходимо положить записку, на которой указано время его наложения. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для «лучшей» фиксации шины, поскольку это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение расположенных здесь нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что перетяжка все же получилась, необходимо ее рассечь или наложить шину вновь. В зимнее время года и в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела хорошо укутывают.
При наложении импровизированных шин необходимо помнить о том, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызвать дополнительную травматизацию.
Обездвижение головы и шеи необходимо при всех повреждениях черепа, тяжелых сотрясениях головного мозга, переломах или вывихах шейных позвонков и обширных повреждениях мягких тканей. Для импровизированной шины в таких случаях подходит подкладной резиновый круг или камера легкового автомобиля (мотоцикла). Для иммобилизации нижней челюсти можно сделать прашевидную повязку или поместить под подбородок пострадавшего твердый предмет, обернутый ватой, который следует прибинтовать к голове. Для иммобилизации шеи используют картонный или ватно-марлевый воротник. Для его изготовления берут кусок картона, вырезают полоску, ширина которой равна расстоянию от подбородка до середины грудины, а длина чуть больше окружности шеи. Ширина концов полоски картона должна быть меньше. Затем оборачивают картон тонким слоем ваты, прибинтовывают ее. Импровизированную шину накладывают вокруг шеи (если шея наклонена в сторону или повернута, то не следует это положение менять) и закрепляют шину турами бинта не очень туш, чтобы не нарушить кровообращение.
При повреждении верхней конечности на уровне плеча, как уже отмечалось, ее можно подвесить на косынке или прибинтовать к туловищу. Если под рукой есть более подходящая для иммобилизации шина, то ее накладывают от кисти руки до противоположной лопатки, причем локтевой сустав фиксируют в согнутом положении (приблизительно под прямым углом). Это легко удается, если для обездвижения используют проволочную шину. При использовании для шины картона ее не следует сгибать на уровне локтя, поскольку этот материал недостаточно прочен и слабо фиксирует согнутую руку. Лучше изготовить 2 импровизированные шины — одну от лопатки до локтя, другую от локтя до пальцев, а затем, согнув руку в локтевом суставе, дополнить обездвижение фиксирующей косынкой.
При повреждении руки на уровне предплечья шину накладывают от пальцев кисти до локтевого сустава или средней трети плеча. При отсутствии подручных средств иммобилизации руки можно просто прибинтовать к туловищу. Если бинта нет, то руку подвешивают на косынке. При травмах, когда необходимо обездвижить кисть руки, в ладонь вкладывают туго свернутый ватно-марлевый валик или теннисный мяч, а затем фиксируют предплечье и кисть к шине.
Для обездвижения при травмах позвоночника и таза пострадавшего осторожно укладывают на ровную твердую поверхность, например щит или толстые широкие доски.
При переломах бедра обязательно следует фиксировать всю ногу. Для этого лучше использовать 2 шины (достаточно прочные, например доски). Одна из них должна быть длинной (or подмышечной впадины до наружной лодыжки), а другая — короткой (от промежности до внутренней лодыжки). Длинную шину фиксируют к туловищу и поврежденной ноге (вместе с короткой шиной), стопа устанавливается под прямым углом.
При повреждении голени и стопы необходимо обездвижить голеностопный и коленный суставы. При отсутствии подручных средств в качестве импровизированной шины «используют» здоровую ногу, прибинтовывая к ней поврежденную.
Источник: www.u-lekar.ru
Adblock detector
|